В условиях повсеместного использования зеркальных камер с автофокусными объективами вопрос замены фокусировочного экрана у большинства фотографов вообще не возникает. Например, камера Canon EOS 5D Mark III не предполагает замену такого экрана, в отличии от своего предшественника Mark II. Но давайте по порядку разберемся со всеми вопросами.

Что такое фокусировочный экран и зачем он нужен?

В старых крупноформатных камерах имелась рамка с матовым стеклом, которую вставляли перед тем как вставить рамку со слайдом. Фотограф накрывался черной тканью и наблюдал изображение, спроецированное на это стекло через объектив. Фокусируя объектив на объекте съемки, фотограф добивался резкого изображения на стекле, после чего вынимал стекло и вставлял на его место рамку со слайдом. Это и есть фокусировочный экран. Взгляните как это выглядело (фото из Википедии) и обратите, что изображение перевернуто:

С появлением пленочных зеркальных камер, фокусировочный экран стал переместился на на 90 градусов вверх. Теперь зеркало, размещаемое строго под 45 градусов отражало изображение на фокусировочный экран. При этом изображение снова переворачивалось, и фотограф мог теперь комфортно наблюдать картинку. Если изображение на фокусировочном экране было резким, значит и при поднятом зеркале на пленку проецировалось резкое изображение. Взгляните на популярную схему из той же Википедии:

1 - объектив
2 - зеркало
3 - затвор
4 - сенсор или фотопленка
5 - фокусировочный экран

6,7 и 8 возникли уже после ВОВ, в 1957 компания Asahi Optical выпустила камеру, оснащенную пентапризмой (7). Для того, чтобы в видоискателе (8) был виден весь кадр, необходимо изображение уменьшить до размеров видоискателя. Этим занимается так называемая коллективная линза, которая отклоняет проходящие через неё лучи, приближая их к оси. Помимо этого эта линза равномерно распределяет яркость изображения - без неё в видоискатель фотограф видел бы изображение с резким падением яркости по краям (виньетирование).

Итак, глядя через видоискатель (по умному говорят: при визировании) зеркального фотоаппарата, фотограф наблюдает оптическое изображение объектов съёмки, образуемое объективом на плоской полупрозрачной пластине - фокусировочном экране.

Фокусировочный экран (далее ФЭ) - это оптическая поверхность, которая служит для наблюдения и фокусировки изображения, проецируемого объективом.

Какие фокусировочные экраны бывают?

Прежде всего нужно сказать, что ФЭ отличаются размерами. Размер примерно соответствует размеру сенсора камеры, т.е. для кропа размер ФЭ меньше, чем для полного кадра.

Каждый производитель крепит ФЭ разными способами. Соответственно форма ФЭ у каждого производителя своя. Разумеется, что форма в целом прямоугольная, но края могут иметь выступы, пазы, "ушки" и прочие приспособления для крепления. Причем, эти различия встречаются и между камерами одного и того же производителя. То есть ФЭ от одной камеры вовсе не обязан подходить к другой. И вот тут нужно быть внимательным, прежде чем покупать ФЭ. Например, ряд китайских производителей вообще делают ФЭ без каких-либо выступов.

Laser Matte или экран с лазерным матированием

Стандартный ФЭ для DSLR имеет матовую поверхность с одной стороны по все площади экрана. Эта матовость очень нежная и дотрагиваться чем-либо до неё категорически не рекомендуется. Ни кисточкой, ни тем более пальцами. Если приглядеться, что эта матовая поверхность выполнена в виде радиальных линий, нанесенных лазером. Эти линии работают как линза Френеля. Поэтому трогать ФЭ нельзя. Очень легко нанести царапины на поверхность. Если на ФЭ попала пыль, нужно постараться сдуть её грушей. Если же не получилось, следует отнести камеру в сервисный центр, либо купить новый ФЭ и заменить.

Как правило, область визуального контроля за точностью фокусировки по центру отсутствует. И точность фокуса оценивается визуально по всему полю экрана. Такие экраны используются с любыми объективами, в том числе со светосилой менее чем f/5.6. Минус в том, сложно вручную оценивать точность фокусировки на глаз. Поэтому, фотографы, предпочитающие работать с мануальными светосильными объективами вынуждены заменять штатный ФЭ на другие (о них речь пойдет ниже). Даже при наличии автофокусного объектива ряд фотографов предпочитают вручную ловить фокус и если объектив светосильный, заменив ФЭ, можно более точно фокусироваться на объект съемки.

Super Precision Matte или Матированный сверхточный

Обладая светосильным объективом (светлее f/2.8) можно использовать экран, у которого изображение вне фокуса размывается сильнее. А вот использование такого экрана с объектива, максимальная диафрагма которых меньше f/2.8 уже затруднено, так как изображением будет достаточно темным и к тому же еще и зернистым. На диафрагмах f/5.6 фокусироваться просто невозможно.

Я должен напомнить, что фокусировка происходит всегда при полностью открытой диафрагме на сопряженных с камерой объективах и диафрагма прикрывается только в момент съемки. На ряде мануальных объективах приходится закрывать диафрагму. Но хочется отметить один немаловажный факт, на сильно закрытых диафрагмах сложно найти какие-то существенные отличия светосильных мануальников от простых сопряженных объективов. То есть нет смысла покупать и использовать светосильный несопряженный объектив для съемки на диафрагмах f/5.6 и меньше.

Microprism или экран с микрорастром

Благодаря использования микропризм (или микропирамид) изображение, находящееся не в фокусе выглядит мозаичным (растеризированным). Мозаичность исчезает, когда объект находится в фокусе. Область фокусировки визуально выглядит как окружность в центре матового экрана. Экран с микрорастром позволяет наводить на резкость как по горизонтальным, так и по вертикальным контрастным линиям объекта. Из минусов, такой ФЭ сложно использовать для съемки на диафрагмах f/5.6 и меньше.

Split-Image или экран с клиньями Додена

Клинья Додена - оптическая система, состоящая чаще всего из двух клиньев. Контуры объектов, пересекающие клинья, выглядят смещёнными друг относительно друга, если объектив не сфокусирован. Область фокусировки визуально выглядит как окружность в центре матового экрана, разделённая линией на части. Клинья бывают вертикальными, горизонтальными или диагональными.

Из минусов, такой ФЭ сложно использовать для съемки на диафрагмах f/5.6 и меньше. Один из клиньев становится темным и в таких случаях остается наводить на резкость по матовому полю фокусировочного экрана.

Так же на ФЭ могут наносить различную разметку: точки фокусировки, сетки типа "золотого сечения" и т.п. Лично я считаю это ерундой и рассматривать такие ФЭ даже не хочу.

Как заменить фокусировочный экран?

Во-первых, нужно определиться с причинами замены: а это либо повреждение имеющегося ФЭ, либо непреодолимое желание использовать ручной автофокус на светосильном объективе. Нужно понимать, что замена ФЭ - процедура, чреватая повреждением камеры и если руки растут не оттуда, откуда им положено расти, лучше поручить это дело профессионалам.

Во-вторых, необходимо понять, есть ли у камеры возможность заменить ФЭ и есть ли возможность приобрести подходящий ФЭ. Напомню, на камеру можно устанавливать ФЭ конкретной формы. Маркировку совместимых ФЭ следует искать в руководстве пользователя. Но если производитель не предполагает замену штатного ФЭ, скорей всего никакой информации в руководстве не найти. В частности, Canon EOS 5D Mаrk III в руководстве имеет лишь упоминание, что ФЭ незаменяемый. Поэтому следует искать в интернете информацию, но нужно быть осторожным, так как зачастую информация не соответствует действительности. Так например, на сайте ***.ru (не будем произносить вслух) продается ФЭ EG-AII для Canon EOS 5D Mаrk III (ниже скриншот по состоянию на июль 2015). Судя по изображению, это действительно EG-AII. Только вот загвоздка, он совершенно несовместим с Canon EOS 5D Mаrk III. Это я к тому, чтобы Вы понимали, что продавцы могут сами заблуждаться. Будьте внимательны и сверяйтесь с разными источниками информации.

По поводу изготовителей ФЭ. Есть ФЭ от производителя камеры, а есть сторонние. Нужно понимать, что покупая продукт у стороннего производителя следует быть готовым к сюрпризам, особенно покупая так называемый noname.

Процедура замены ФЭ несложная. Необходимо найти место, исключающее попадание пыли в камеру. Понадобится пинцет, груша для продувки, желательно иметь напалечники (продаются в аптеке). Камера выключается, вынимается аккумурятор. Снимается объектив. Если ФЭ "несменный", скорей всего, придется снять устройство закрывающее доступ к нему, обычно часовой отвертки для этого достаточно. Далее в зависимости от крепления экрана необходимо ослабить/снять фиксаторы и пинцетом аккуратно достать старый ФЭ. Далее, не менее аккуратно, нужно тем же пинцетом положить на место новый ФЭ, закрепить фиксатор и вернуть на место остальные устройства.

И помните, что трогать ФЭ нельзя. Вся работа должна производиться крайне аккуратно.

Влияет ли замена фокусировочного экрана на экспозамер?

К сожалению, да, поскольку датчик экспозамера располагается за ФЭ. Некоторые камеры, необязательно профессионального уровня (например, Canon EOS 60D) имеют возможность изменить настройки в меню, указав, какой именно !фирменный! экран был установлен. Эта настройка заставляет вводить коррекцию при экспозамере. Но, если производитель не предполагает смену ФЭ, такой настройки соответственно не будет в меню. Так в выше упомянутой камере профессионального уровня Canon EOS 5D Mаrk III такой возможности нет, что вообще ставит под сомнение профессиональность такой камеры.

Но в запасе всегда остается оценка экспозамера в режиме LiveView, когда анализируется картинка на экране камеры, поэтому не стоит впадать в полное отчаяние.

Влияет ли замена фокусировочного экрана на точность автофокусировки?

Нет, не влияет, поскольку датчик автофокуса находится внизу и никак не зависит от ФЭ. Зеркало является полупрозрачным, и часть света уходит на датчик автофокуса.

В заключение хочу привести информацию о совместимости ФЭ и камер компании Canon:

Name Cameras Type
Ec-A 1DX,  1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) MP
Ec-B 1DX, 1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) SI
Ec-C 1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) M
Ec-C II 1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) M
Ec-C III 1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) M
Ec-C IV 1D MARK III (MARK IV), 1Ds MARK III M
Ec-C V 1DX M
Ec-D 1DX,  1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) M+G
Ec-H 1DX,  1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) M+G
Ec-I 1DX, 1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) M+G
Ec-L 1DX,  1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) SI
Ec-N 1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) M
Ec-R 1D (MARK II, MARK III, MARK IV), 1Ds (MARK II, MARK III) M
Ec-S 1D MARK II N (MARK III, MARK IV), 1Ds MARK II (MARK III) SPM
Ec-1Ds 1Ds (MARK II, MARK III) CL/BM
Ec-1D 1D (MARK II, MARK III), 1Ds  CL/BM
Ee 5D M
Ee-A 5D M
Ee-D 5D M+G
Ee-S 5D SPM
Ef-A 40D, 50D, 60D, 70D M
Ef-D 40D, 50D, 60D, 70D M+G
Ef-S 40D, 50D, 60D, 70D SPM
Eg-A 5D MARK II M
Eg-D 5D MARK II M+G
Eg-S 5D MARK II SPM
Eg-A II 6D M
Eh-A 7D MARK II M
Eh-S 7D MARK II SPM

Обозначения:

MP - микропризма
SI - клинья Додена
M - матовый
G - разметка
SPM - матовый сверхточный
CL/BM - линия кропа/черное маскирование

Про замену фокусировочного экрана в Canon EOS 5D Mаrk III будет написано в отдельной статье.

Дополнительные материалы:

Википедия - Фокусировочный экран

БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА - Про фокусировочные экраны

www.vlador.com - Фокусировочные экраны

fotokomok.ru - Фокусировочные экраны в фотографии

QuickGuide to EOS Focusing Screens

Удачи!

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить