Равновесие (или баланс) в композиции характеризует гармонию.

Каждый элемент изображения имеет свой зрительный вес. Эта величина определяется прежде всего размером, размещением, а также цветом. На зрительный вес могут влиять также форма, контраст с фоном и глубина резкости. Помимо зрительного веса практически в любом изображении элементы имеют свой воспринимаемый (предполагаемый) физический вес. Исходя их этих величин можно оценивать баланс в изображении. Причем изображение может быть сбалансировано по каким-либо одним параметрам, а по другим нет. Например, по размещению и размерам сбалансировано, а по цвету нет.

Равновесие не всегда однозначно читается в изображении, не имеет математически точных границ, и зачастую субъективно. Поэтому одни зрители могут воспринимать изображение как сбалансированное, а другие нет.

Размещение единственного элемента (помним, что направления движений или взглядов – это тоже элементы композиции) в геометрическом центре (центральная композиция) является простейшим случаем равновесной композиции. Такая композиция воспринимается статичной.

Смещение этого единственного элемента в любую сторону нарушает баланс и требует компенсации за счет заполнения свободного пространства другими элементами, уравновешивающими композицию.

Рассмотрим простое изображение светлого круга на сером фоне. На первом (левом) изображении круг находится строго по центру. Все уравновешено. На втором изображении круг находится не по центру. Это порождает напряжение у зрителя. Вот такая композиция является однозначно неуравновешенной. Это не значит плохо. Напряжения могут сознательно создаваться автором. А вот на третьем изображении мы видим два круга, уравновешивающие друг друга. При этом кажется, что малый круг удален (действует закон перспективы). На четвертом изображении ближний круг кажется в размерах меньше дальнего, и вопросов к равновесию тоже не возникает.

Цвет вносит огромную роль в равновесие композиции. Зрение человека по-разному воспринимает интенсивность разных цветов. Например, насыщенный желтый мы воспринимаем однозначно светлее, чем насыщенный синий той же яркости. В этом легко убедиться. В Photoshop зальем нижний слой градиентом цветов от красного до пурпурного, а сверху добавим в режиме наложения Luminosity градиент яркости от черного до белого.

В итоге получим изображение, на котором видно, что цвета получают максимальное насыщение при разных яркостях!

Существует формула расчета оттенков серого, которая базируется на стандарте Rec. ITU-R BT.601-4:

L = 0.299*R + 0.587*G + 0.114*B

Соответственно, яркости насыщенных цветов выглядят следующим образом:

Красный = 0.299

Желтый = 0.886

Зеленый = 0.587

Голубой = 0.701

Синий = 0.114

Пурпурный = 0.413

Эти значения видны на полученном выше изображении. Обратите внимание, что сумма перцептивной яркости основного и дополнительного цвета равна 1.

При оценке цвете нужно учитывать не абсолютную яркость, а перцептивную.

Зрение устроено таким образом, что цвета «требуют» противоположные цвета (дополнительные), чтобы компенсировать себя. То есть наше зрение стремится уравновесить цвета, склоняясь к серому, то есть к ахроматическому цвету. И чем больше насыщенность, тем больше потребность в противоположном цвете.

Что интересно, гармоничные пропорции площадей связаны с восприятием яркостей цветов. Например, все тот же желтый достигает максимальной насыщенности при яркости 88,6%, что в 8 раз больше яркости синего. Мы можем компенсировать влияние желтого, увеличив площадь синего в 8 раз.

Давайте посмотрим на соотношения оставшихся основных цветов и их дополнительных.

Можно скомпенсировать за счет размещения (т.е. расстояния между цветовыми пятнами), а также за счет насыщенности или яркости.

Обратите внимание на то, что когда мы снижаем насыщенность, снижается яркость!

Давайте изучим соотношения цвета и занимаемых площадей на картине Анри Матисса «Танец» (1910), которую можно увидеть в Государственном Эрмитаже в г.Санкт-Петербурге.

Мы имеем триадную цветовую схему, в которой синий цвет фона, который занимает примерно 40% картины, красный цвет, занимающий 30% и зеленый, занимающий 25% (остальные цвета не рассматриваем).

Если взять и посчитать «идеальные» размеры для основных цветов (без учета других, присутствующих на холсте), то получим следующие пропорции:

Красный - 30%, Зеленый – 31%, Синий – 37%

Чувство гармонии цвета у художников просто невероятное!

Хочу обратить внимание, что точностью пропорций и сочетаний никто в здравом уме не занимается. Тем более в фотографии. Но важно понимать влияние цвета на равновесие.

Часто для того, чтобы уменьшить влияние чистых цветов, вносится загрязнение. Тонировки и даже обычный шум способны внести существенные коррекции.

Уравновешенность элементов в композиции является условием гармонии. Это не означает, что равновесие является необходимым и обязательным для любой композиции. Неуравновешенная композиция может создавать или усиливать динамичность.

Важным фактором является наличие или отсутствие гравитационной стабильности в кадре. Если мы видим в кадре некий объект, который никак не связан с какой-либо плоскостью или другими элементами, возникает ощущение падающего объекта. То есть возникает ощущение сил гравитации. И чем выше такой элемент в кадре (ближе к верхнему краю рамки), тем сильнее это ощущение. Такая композиция также будет неуравновешенной.

Элемент, размещенный на плоскости, зависит от горизонтального положения этой плоскости. То есть ощущение наклона плоскости будет также нарушать равновесие.

Если отбросить «завал горизонта» за рамки обсуждения равновесия в композиции, то в сухом остатке получим задачу устранения немотивированно пустых или перегруженных областей на плоскости изображения и уравнивания зрительного веса всех частей или элементов кадра.

Следует помнить, что направление движений и взглядов также имеет вес. Поэтому пустое место перед движущимся объектов «заполнено» движением. Взгляд также «заполняет» пространство.

Нельзя утверждать, что нарушение равновесия в композиции – это плохо. Равновесие следует сопоставлять с замыслом автора и ситуацией. Очень часто приводят в качестве примера фотографию Эллиотта Эрвитта.

Эта фотография не уравновешена по признаку физического веса. Это ощущение не дает зрителю спокойно смотреть на это изображение.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить