Согласно Большой советской энциклопедии, Композиция (от лат. compositio «составление, сочинение») это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

У латинского compositio есть еще один перевод – связывание или соединение. Именно этот перевод является ключевым. Зачастую композицию в фотографии трактуют как компоновку кадра с гармоничным расположением всех объектов в нем. Но композиция не концентрируется только на компоновке кадра.

Компоновка (от лат. componere «складывать, строить, сочинять») — расположение, структуризация отдельных частей в целостном объекте.

Обратите внимание на «отдельные части». В композиции все части связаны и взаимодействуют друг с другом. Зачастую именно связи играют самую важную роль и выражают смысл изображения. Компоновка – это форма. Форма отвечает на вопросы – что и как сделано, из чего сделано. Композиция объясняет содержание, т.е. для чего сделано, в чем смысл, объясняет отношения объектов в раме. Каждый элемент композиции имеет значение.

Композиция является инструментом управления вниманием зрителя и средством выражения мысли автора.

Композиция основана на психологии зрительного восприятия человека. Люди подсознательно имеют достаточно схожее представление о гармонии, целостности и единстве. И подсознательно некоторое представление о композиции имеет каждый человек, но далеко не каждый способен увидеть это невидимое и зафиксировать в рамках кадра в силу отсутствия некоторого визуального опыта, знаний и чутья.

Это не значит, что научить композиции нельзя. Научить можно. Научить видеть композицию трудно. Это не результат, а процесс. Процесс совершенствования своего вкуса, чутья, видения. Процесс этот в том числе должен включать изучение работ известных и признанных мастеров и, конечно же, собственные эксперименты. Увлечение фотографией – это бесконечный эксперимент, в ходе которого могут возникнуть шедевры. А могут и не возникнуть. Тут главное – не опускать руки.

Фотограф, который имеет представление о композиции, ставит перед собой следующие задачи:

1. Заставить зрителя воспринимать изображение как единое целое;
2. Удержать внимание зрителя на фотографии, заставив его взгляд передвигаться по изображению как можно дольше, повторяя просмотр важных элементов (повторение движения глаз делает изображение связанным, понятным и запоминающимся);
3. Заставить зрителя запомнить изображение.

Из живописи известны законы и правила композиции. Важно понимать, что не все эти законы и правила применимы в фотографии. Кроме того, определенные жанры фотографии, такие как модельная или фэшн фотография, предъявляют свои особые новые требования к композиции. Так или иначе основным и самым главным законом композиции является закон целостности. Однако и он может нарушаться. В фотографии не существуют жестких законов и правил.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить