Центрами внимания или зрительными центрами называют области изображения, на которых человек больше всего задерживает свое зрение при рассматривании. Это области, которые вызывают повышенный интерес, чаще всего это люди, лица (особенно глаза, губы, интимные области), знаки (буквы, цифры и другие символы), куда направлены линии, взгляды людей или прочие указатели и т.д. Нужно понимать, что центр – это не конкретная точка на изображении. Это могут быть достаточно большие области, либо группа элементов, связанных между собой, и такие элементы могут заполнять все пространство кадра.

Центры внимания условно разделяются на смысловые (или сюжетные) и изобразительные (или композиционные).

Композиционные центры формируются изобразительными средствами выделения главного: контрасты, расположение, размер, ГРИП, линии.

Смысловые центры определяются именно центрами внимания (зрительными центрами). И в этом их главное отличие от композиционных центров. Кроме того, в отличии от композиционного центра, смысловые центры могут отличаться у разных групп зрителей (дети и взрослые, местные и иностранцы, уголовники и деятели культуры). Разные люди могут вкладывать свой смысл при просмотре. У каждого человека свой набор ассоциаций, визуального и жизненного опыта.

В большинстве композиций смысловой и композиционный центры совпадают (иногда говорят о сюжетно-композиционном центре). А могут и не совпадать. Этом случае композиция является несогласованной. Плохо это или хорошо нужно решать в каждом индивидуальном случае. Чаще всего это следствие плохой компоновки кадра. Но это также может быть задумкой автора.

В композиции можно встретить сосуществование сразу нескольких композиционных и смысловых центров. Но, как мы уже знаем, композицию следует упрощать. Наличие более трех центров внимания делает изображение перегруженным. Зрителю сложно воспринимать такую фотографию, внимание рассеивается.

В случае, если композиционные центры отсутствуют в изображении, и смысловые центры явно не просматриваются, то в таком случае смысловой центр стремится к геометрическому центру кадра (точка пересечения диагоналей кадра).

Центры внимания не стремятся к сильным узлам золотого сечения (или правила третей). Это подтверждено экспериментальными научными способами. Поэтому не нужно всем доступными способами пытаться разместить главные объекты в кадре по этим правилам.

Перейдем к практике. Возьмем несколько работ фотографа Стива Маккари (Steve McCurry) из агентства Magnum photos.

Думаю, всем известен этот портрет афганской беженки. Лицо выступает композиционным и смысловым центром. Поскольку именно глаза больше всего притягивают внимание зрителя, то можно уточнить, что именно глаза являются центром.

Здесь композиционным центром являются береговые камни (чуть выше рыбка, находящего в воде). К ним проходят линии берега и горизонта и ритмичное размещение рыбаков. Смысловыми центрами являются рыбаки.

Люди, сидящие на земле обращены к восходящему солнцу. Композиционный центр - это горизонт, невидимые взоры людей прикованы к этой части кадра, к восходу солнца. А смысловые центры - это люди.

Композиционный центр - это храм на заднем плане. Смысловой центр - монахи. Убрав из кадра монахов, сюжетным центром стала бы дорога, ведущая к храму.

Композиционный центр: церковь на холме (передний план отделен воздушной перспективой и создан контраст). Луна вторична и не является композиционным центром, заснеженная вершина горы также не является композиционным центром. Смысловым центром тоже является церковь. Луна тоже является смысловым центром, но не таким сильным как церковь. Мысленно уберите из кадра луну, а потом церковь.

Снова портрет. На этой фотографии руки мальчика, казалось бы, являются композиционным центром, поскольку линии, создаваемые велосипедом, ведут к рукам. Но мышление наше заставляет в первую очередь смотреть в глаза и именно они являются композиционным центром. Смысловыми центрами являются лицо мальчика, его руки, а также руки взрослого человека.

На этой фотографии изображен город в Афганистане, разрушенный советскими войсками в результате бомбардировок. Смысловым и композиционным центром являются люди у костра. Также смысловым центром являются руины, занимающие почти всю площадь кадра

Здесь Стив запечатлел монахов в монастыре Шао-Линь (Китай). Если бы не монахи на заднем плане, сложно было бы сказать, что именно делает юноша на переднем плане. Может кадр просто необходимо перевернуть? Композиционным центром является лицо монаха (это портрет) на переднем плане, он выделен за счет ГРИП. Смысловой центр шире композиционного и включает всех монахов, а также перекладину на которой они подвешены.

На этом кадре сильным композиционным центром является выезд с вокзала (слева, чуть выше середины), в эту область ведут рельсы и, разумеется, вагоны, т.е. эти линии указывают на композиционный центр. Кроме того, за счет контраста выделено красивое здание на заднем плане, особенно его центральная белая арка и купола. Это тоже композиционный центр, и он же смысловой, поскольку это здание добавляет специфический колорит в снимок. Также смысловым центром являются вагоны, так как без них нельзя бы было сказать, что на снимке изображена железнодорожная станция. За счет освещенных солнцем крыш, вагоны ярко выделяются на снимке. Когда внимание переключается на детали снимка, можно рассмотреть человека на крыше вагона, пассажиров на перроне. Они не являются центрами, т.к. их запросто можно мысленно исключить из кадра и от этого практически нечего не изменится.

Еще одна известная фотография. Здесь композиционными центрами выступают девушка и ребенок, они заключены в рамку окна автомобиля. Вообще рамки также являются средством выделения композиционного центра. Смысловым же центром являются лица и рука девушки. Переднее кресло автомобиля и ремень безопасности дополняют смысл фотографии, но не являются центрами сюжета.
Наверное, изучать композиционные и смысловые центры проще по картинам известных художников, поскольку фотография часто снимается в сложной обстановке, и не всегда очевидно, что хотел сказать автор.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить