Заполненность площади кадра является результатом размещения элементов композиции в изображении. Полностью заполнить кадр в фотографии - порой достаточно сложная задача в отличии от живописи, особенно в репортажной съемке. Проблема заключается в лишних "паузах" с точки зрения композиции и не имеющих отношения к сюжету. В этом случае говорят о частичной заполненности. Не следует путать паузы и фотомусор, поскольку последний заполняет кадр в отличии от паузы.

Различают равномерную и неравномерную заполненность. Когда какая-либо конкретная область в кадре перегружена центрами внимания или присутствуют паузы говорят о неравномерной заполненности. И наоборот, если центры размещаются относительно равномерно по всему полю кадра, говорят о равномерной заполненности.

Заполненность тесно связана с понятием равновесия - соотношения противоположных частей (левой и правой, верхней и нижней и т.д.), дающего ощущение гармонии, и устойчивости.

Часто можно встретить фотографии, на которых присутствует много бессодержательного пространства или говорят «воздуха» (необязательно это может быть воздушное пространство, это может быть стена и т.п.). Если такие пространства не несут никакой смысловой нагрузки и смело могут быть обрезаны кадрированием, то значит так и следует поступать.

Пустое место перед движущимся объектом или направленным взглядом дополняет картинку и не нарушает равновесия.

Важным является и то, что, снимая к примеру, портрет, можно снять человека крупным планом лицо, а можно снять человека, включив окружающее пространство в кадр. Здесь следует осторожно находить баланс между тем, что следует включать в кадр, а что нет. Рассмотрим несколько фотографий.

Георгий Пинхасов

Фотография Георгия Пинхасова. Темная левая нижняя сторона кадра вроде бы не заполнена. Это не так, она заполнена. Зритель реконструирует пассажирский вагон и это позволяет усилить перспективу, которая ведет в композиционный центр - силуэты в военной форме, размещенных по правилу золотого сечения на снимке, кстати. Фотографии, сделанные в контровом свете с ярко выраженными силуэтами и потерей деталей в тенях, заставляют зрителя мысленно заполнять темные пространства.

Георгий Пинхасов

Еще один кадр Георгия Пинхасова. Снято где-то в Монголии, если я не ошибаюсь. Начинающие фотолюбители сразу же обратят внимание на заваленный горизонт. Мы же будем обсуждать заполненность кадра. Может имело смысл снять крупнее эту группу людей? Может быть. Но тогда бы пропало ощущение бескрайной монгольской пустыни. Может эта группа людей занимает неоправданно маленькое пространство в кадре? Автор счел необходимым максимально вместить такое открытое пространство и люди в этом кадре, какими бы они колоритными и необычными не были, выступают в роли меры. Это как снять с высокой горы долину и для правильного восприятия масштабов картины хорошо бы иметь некий объект в кадре: людей, лошадей, дома или любые строения. Обратите внимание, что линия горизонта разделяет кадр пополам. Некоторые воспринимают это как деление композиции, т.е. нарушение закона целостности. Это заблуждение. Здесь все находится в гармонии, единстве и целостности.

Говоря о пустых областях в изображении нельзя не вспомнить о популярном минимализме в фотографии, когда снимают, например, лавку в снегу. Кроме лавки ничего больше нет, ни горизонта, ни каких-то еще объектов. И чуть ли не 90 процентов площади кадра не занято. Это модно и в этом есть свой смысл.

Ларри Тауэл

Вот снимок (Larry Towell, Magnum), на котором заполненность просто не вызывает вопросов, здесь все уместно и все элементы снимка имеют свой смысл. Девочка, которая является композиционным центром ничуть не теряется среди взрослых и боевого оружия.

И напоследок еще два кадра от фотографа Henri Cartier-Bresson (агенство Magnum).

Анри Картье-Брессон

Люди, сидящие на бревне на обочине грязной дороги, где-то в районе Иркутска. Фотография не содержит ничего лишнего и в тоже время все необходимое.

Анри Картье-Брессон

На этой фотографии танцевальная пара готовится к выступлениям. Стена с Лениным и его цитатой занимает большую часть кадра и несет определенную смысловую нагрузку, особенно для иностранного зрителя. Танцующие гармонично дополняют эту фотографию. Здесь можно говорить о кадре в кадре. Рамка дверного проема создает внутренний кадр, но он связан со смысловым центром - образом Ленина. Если откадрировать только танцующих без стены с цитатой и образом Ильича, сразу возникнет вопрос, что здесь происходит и почему на стене надпись 1 мая.

Основная идея контроля заполненности кадра заключается в отсутствии немотивированных пустых пространств в композиции. Существуют рекомендации, что в кадр нужно включать не более трех важных смысловых элементов, иначе будет возникать перегруженность.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить