DNG Camera Profile (dcp) определяет каким образом необходимо преобразовать изображение с камеры, получаемое после дебайеризации и последующих обязательных преобразований, для получения корректного реалистичного цвета. Файлы с расширением dcp используются в конвертере Adobe Camera RAW (ACR) на вкладке Camera Calibration. ACR в свою очередь используется в Adobe Photoshop и Adobe Lightroom. Как создавать dcp файлы я уже рассказывал в статье о профилировании камер, а в этой статье я расскажу подробнее о том, что из себя представляет dcp-файл и как он используется.

Сразу хочу отметить, что наличие в названии слова DNG вовсе не означает, что dcp используется только с файлами DNG. С одинаковым успехом профилирование осуществляется на любых форматах RAW-файлов, которые способен загрузить ACR.

DNG Camera Profile содержит внутри:

1. Значение цветовой температуры (Calibration Illuminant). Значения CalibrationIlluminant соответствуют принятым для тега LightSource в exif, т.е.:

0 = Unknown
1 = Daylight
2 = Fluorescent
3 = Tungsten (incandescent light)
4 = Flash
9 = Fine weather
10 = Cloudy weather
11 = Shade
12 = Daylight fluorescent (D 5700 - 7100K)
13 = Day white fluorescent (N 4600 - 5400K)
14 = Cool white fluorescent (W 3900 - 4500K)
15 = White fluorescent (WW 3200 - 3700K)
17 = Standard light A
18 = Standard light B
19 = Standard light C
20 = D55
21 = D65
22 = D75
23 = D50
24 = ISO studio tungsten
255 = Other light source

Что примечательно, Adobe profile editor создает dual-профиль для источников 17 и 21, а X-Rite для 17 и 23. Для 17 (Standard light A) CIE определяет температуру равной 2856K или грубо 2850K.

2. Две таблицы цветовых матриц (Color Matrix). Каждая цветовая матрица содержит 9 значений, для каждого отображаемого цвета (красный, зеленый, синий) используется своя комбинация исходного цвета. Т.е. получаемый красный представлен в RAW своим значением красного, зеленого и синего. Аналогично зеленый и синий также имеют свои значения в RAW.

Возникает вопрос, почему нельзя обойтись тремя? То есть RGB значение в RAW преобразовать в конкретное результирующее RGB значение? Проблема в том, что сенсоры камер не являются идеальными.

3. Две таблицы повышающих матриц (Forward Matrix) являются дополнением к цветовым матрицам.

4. Две таблицы понижающих матриц (Reduction Matrix) являются дополнением к цветовым матрицам.

5. Две таблицы смещений цветового тона и насыщенности (Hue Saturation Deltas). После того как через ColorMatrix получены RGB значения изображения, данные преобразуются в формат HSV. В случае DNG profile editor таблица содержит 90 записей цветового тона, где каждая имеет 25 уровней насыщения. И для каждой пары тон-насыщение определяется смещение цветового тона, насыщенности и яркости. В случае x-Rite ColorChecker Passport таблица содержит 6 тонов по 6 насыщенностей и по 3 яркости (обратите внимание на 3 яркости в профилях, создаваемых в программе x-Rite, это так называемый "Hue Twist", ниже объясню зачем это нужно).

6. Таблица тоновой кривой (Tone Curve). Содержит применяемую тоновую кривую.

7. Таблица просмотра (Look Table). Применяется после коррекций экспозиции, контраста и т.п.

Зачем используются по две таблицы? На самом деле можно использовать одну таблицу, но проблема в том, что таблица привязана к определенной цветовой температуре и значение этой температуры указывается в п.1. При применении профиля таблицы пересчитываются в зависимости от баланса белого, заданного в RAW конвертере. При использовании двух таблиц (такие профили именуют dual-illuminant) для двух цветовых температур (обычно для 2850K и 6500K) пересчет таблиц производится значительно точнее. Можно создать трех и более табличные профили.

В таблицах Hue Saturation Deltas, как я уже написал, может содержаться информация для Hue Twist. Что это такое? Это некоторое смещение пары тон-насыщенность в зависимости от яркости. В профилях, генерируемых программой x-Rite, для каждой пары создается три смещения, для теней, для полутонов и для светов. Зачем это нужно? Наш головной мозг адаптирует то, что видят наши глаза и в результате мы видим немного иное изображение, нежели оно есть на самом деле. Камера же передает истинную картинку с некоторыми допусками. В итоге, чтобы изображение с камеры преобрело "хорошие" цвета, необходимо выполнить некоторую адаптацию картинки, поскольку мозг наш изображение с листа бумаги или экрана уже будет адаптировать по другому. Вот этой задачей и занимается Hue Twist. Главное внимание уделяется скин-тону. Пары, принадлежащие диапазонам скин-тонов не должны краснить, зеленить и вообще цветить.

Итак, теперь мы знаем, что Adobe Profile Editor создает untwisted профили, а x-Rite - twisted.

Есть интересный нюанс. Существует два варианта когда применяются Hue Twist. Первый: когда профиль применяется после всех основных коррекций экспозиции (variate), и второй: перед коррекциями (invariate). В чем разница? Представим, что у нас имеются два снимка с одинаковым содержимым, но снятые с разной экспозицией, допустим один кадр недодержали. Когда применяется variate-профиль, на снимке с недостаточной экспозицией мы сперва поднимаем экспозицию до нормального уровня (чтобы оба снимка оказались с одинаковой яркостью) и только после этого применяется Hue Twist. При этом пара тон-насыщенность изменилась!!! И применение Hue Twist будет уже некорректным! Именно так работают стандартные профили Adobe (Standard, Neutral и т.д). То есть эти профили корректно применять без изменения экспозиции (в т.ч. сдвига контраста, точки черного, белого, светов и теней). Зачем так сделано, я не могу сказать. Invariate профили же применяют Hue Twist до коррекций экспозиции. А значит вне зависимости от того, какая будет коррекция экспозиции, тон или оттенок цвета не изменится (насыщенность может изменится).

Хорошая новость, профили, создаваемые DNG profile editor и x-Rite, являются Invariate-профилями.

Какие выводы из всего этого можно сделать?

Первое, стандартные профили Adobe (Standard, Neutral и т.д) стоит избегать в случае существенной коррекции экспозиции. Но эти профили позволяют достичь "хорошего" цвета за счет применения Hue Twist, в частности скин-тон выглядит очень неплохо и в тенях и в светах.

Второе, dual-illuminant профили более универсальны и применимы для повседневной съемки. Но для конкретных условий съемки с неизменяющейся цветовой температурой следует создавать однотабличный профиль, но применять его нужно только для снимков, сделанных в данных условиях.

И третье, если используя профили x-Rite, Вам по каким-то причинам не нравится эффект применения Hue Twist (искажается получаемый цветовой тон), следует попробовать применить untwisted profile. Для этого следует воспользоваться утилитой dcpTool:

dcptool.exe -u twistedprofile.dcp untwistedprofile.dcp

И в заключение кратко, чем и как я пользуюсь?

1. Если для камеры нет заготовленных профилей, я обрабатываю через Adobe Standard. Если картинка чрезмерно насыщена, использую Camera Neutral.
2. Для большинства фотографий использую один единственный dual-illuminant профиль, сделанный в Adobe Profile Editor (untwisted и invariate). ColorChecker соответственно снимал при дневном свете и второй снимок при лампе накаливания (лампочка Ильича).
3. Если есть возможность создаю простой профиль для определенных условий съемки и все фотографии с этого места обрабатываю этим профилем. Профиль создаю в X-Rite ColorChecker Passport (twisted и invariate).

Я никогда не корректирую цвет в конвертере, правлю только баланс белого. Исключение только когда нужно придавить цветовой рефлекс по быстрому. Если время позволяет, коррекцию цвета и в т.ч. согласование цветовой температуры делаю в Adobe Photoshop.

Я соглашусь, что не всякому нужны все эти шаманские танцы с профилями. Но профессиональная работа все же обязывает работать быстро и качественно. И профили в этом очень сильно помогают.

Удачи!

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить