Что такое хорошая фотография? Это простой, но неоднозначный вопрос. Ответ может бесконечно углубляться в дебри художественных и технических тонкостей, и, кроме того, существует очень много субъективных критериев. Можно сказать, что это фотография, вызывающая определенные эмоции, чувства или просто рассуждения. Но, пожалуй, все согласятся, что это фотография, которая не дает повода сразу перейти к просмотру следующей.

Как показывает история, в фотографии художественная составляющая определенно доминирует над технической, но чем выше техническая часть, тем, разумеется, лучше. Взгляните на снимки Роберта Капы, снятые во время высадки десанта в Нормандии в 1944 году. Такие снимки можно считать исключением, поскольку они уникальны по своему содержанию и являются свидетельством важного исторического события. Здесь техническая составляющая лишь подчеркивает условия, в которых были сделаны эти снимки.

Если же говорить об обычной фотографии, то всем известно, что нет предела совершенству. Однако есть предел, при котором зритель начинает говорить, что несмотря на содержание, качество оставляет желать лучшего. То есть можно достаточно полно раскрыть общие требования к хорошей современной фотографии, т.е. к тому, что должно быть и чего не должно быть.

Критерии хорошей фотографии возникают из восприятия изображения зрителем. Даже размещение фотографии в интерьере вляет на восприятие. Восприятие - это стимулы, которые получает зрительная система человека. Соответственно очень важно понимать, какие стимулы могут мешать человеку быть лояльным к некоторой фотографии и стараться избежать этих проблем или скорректировать их наличие. Важно также понимать, что существуют разные ментальные стереотипы восприятия изображений. Жители одной страны, возможно, сочтут некоторое изображение безобразным, а жители другой скажут, что данная фотография прекрасна. Так или иначе есть общие критерии, которые могут свидетельствовать о проблемах восприятия изображения, и существуют способы устранения этих проблем

Мы рассмотрим все значимые факторы, влияющие на восприятие фотографии, и дадим четкие рекомендации как организовать процесс получения хорошей фотографии. По большому счету все сводится к тому, чтобы снять кадр с интересным (для большинства зрителей) содержанием и устранить любые визуальные помехи из кадра. Под помехами понимаются как лишние объекты в кадре, так и цветовое решение: яркость, контраст и т.д.

Условно разделим процесс получения фотографии на две стадии: съемка (включая подготовку к съемке) и постпроцессинг. При съемке важно учесть два фактора: содержание кадра и как технически правильно снять кадр. Рассмотрим эти вопросы.

Съемка

1. Содержание кадра. Подготовка к созданию снимка может занимать как часы, дни и даже годы, так и считанные секунды. И за это время важно точно определить, что будет в кадре и чего там точно не должно быть. Ряд задач требуют привлечения разного рода специалистов: парикмахеров, визажистов, стилистов, дизайнеров, костюмеров и т.д.. Определенные виды съемки требуют специального освещения. Съемки на определенных локациях требуют согласования с владельцами или властями и т.д.. С другой стороны зачастую требуется лишь поймать "решающий момент" и нажать кнопку спуска. При этом фотограф должен видеть лишние объекты в кадре и стараться устранить их, если не физически, то за счет ракурса, кадрирования, глубины резкости или другими способами. Важно находить хорошее композиционное решение сцены. Уже на стадии подготовки нужно определиться с контрастностью сцены, что может выйти за пределы динамического диапазона и как-то минимизировать такие потери.

Так или иначе содержание кадра должно быть интересным зрителю и не давать повод быстро перейти к просмотру следующей фотографии.

2. Технически правильно снятый кадр. Во время подготовки к созданию снимка важно точно определить экспозицию, учитывая имеющееся освещение, нужную глубину резкости и допустимый шум. Предполагая, что на подготовку могут уйти лишь секунды, хороший фотограф всегда заранее готовит камеру. То есть определяет примерное соответсвие средней точки экспозамера среднесерому тону предполагаемой снимаемой сцены. Крайне важно отсутствие пересветов в изображении. В пересвет можно допускать только яркие источники света, но никак не значимые объекты сцены, например, кожу человека. Точный фокус и резкость изображения играют важнейшую роль в восприятии изображения. Любое необоснованно нерезкое изображение всегда выглядит как брак. Не менее важным является минимизация шума. Превышение ISO порога, при котором начинает значительно проявляться шум, который плохо поддается подавлению на стадии постобработки, необходимо избегать.

Если ряд проблем на данном этапе с некоторым успехом можно исправить на стадии постобработки, такие как экспозиция или шум, то отсутствие резкости и сильные пересветы практически не подлежат исправлению.

Постпроцессинг

Постпроцессинг неотделим от съемки. Если кто то говорит, что избегает обработку фотографий и сразу снимает в jpeg, то стоит уточнить, что человек лишь избегает делать самостоятельно обработку фотографий, отдавая весь процесс в руки камеры. Камера в данном случае выполняет постобработку в соответствии с заложенными в неё инструкциями. К сожалению, такой подход ведет к тому, что с большой вероятностью на фотографии будут присутствовать проблемы, мешающие нормально воспринимать её. Хотя надо отдать должное, с каждым годом качество получаемых снимков в jpeg становится лучше, но все равно не лишено недостатков.

Постпроцессинг включает в себя главным образом RAW-конвертацию и цветокоррекцию. Ретушь и прочие изменения уже являются дополнительными средствами. Причем важно понимать, что RAW-конвертация может включать в себя элементы цветокоррекции. Более того, большинство современных RAW-конвертеров имеют множество различных инструментов цветокоррекции, которые не участвуют непосредственно в RAW-конвертации, а применяются уже после демозаики RAW. Эти инструменты являются средствами цветокоррекции, но не RAW-конвертации.

Цветокоррекцию принято разделять на техническую (устранение технических недостатков), фундаментальную и художественную (искажение для достижения художественного эффекта).

Алексей Шадрин активно проповедует (за что ему огромное спасибо) методы фундаментальной цветокоррекции, которые основаны на шести так называемых гештальтах:

- Общий (глобальный) контраст или фотометрический контраст, т.е. отношение самой светлой точки к самой темной или, другими словами, разница между белой и черной точкой. Практически для любого изображения существует задача сделать изобажение полноконтрастным (за исключением, снимков в высоком ключе, утренних туманов и т.п.). Экспериментальным путем выявлено, что в полноконтрастном изображении белая точка должна быть ярче черной минимум в 64 раза. Предлагается использовать инструмент Levels или Curves в Photoshop.

- Хроматический баланс. Или другими словами баланс белого. Ральф Эванс, сотрудник компании Kodak задачу сформулировал так: "все серые элементы сцены должны быть серыми". Но не всегда в изображении есть серые элементы. Однако человек достаточно четко определяет реперные цвета, т.е. цвета, которые при наличии посторонних оттенков выглядят неестественно. Это например, кожа человека, трава, небо и т.д. Поэтому всегда можно опираться на них. Предлагается использовать инструмент Curves.

- Контрастность. Определяется углом наклона характеристической кривой. Если контраст это разница между двумя точками, то контрастность - это скорость, с которой изменяется яркость между двумя точками. Предлагается использовать S-кривую в инструменте Curves, но в режиме Luminosity.

- Хроматический контраст. По сути это обычная насыщенность. Предлагается использовать инструмент Saturation.

- Хроматическая контрастность. Это темп перехода от нейтралей к насыщенным тонам. Предлагается использовать инструмент Vibrance. Снижая Vibrance, понижается насыщенность средних тонов, т.е. повышается хроматическая контрастность.

- Колорит. Это внесение некоторого искажения. Например, баланс теплый-холодный или сплит-тонирование светов и теней.

Опираясь на эту теорию, можно определить требования и задачи постобработки.

3. RAW-конвертация. Алексей Шадрин в качестве первого шага всех коррекций предлагает устранить фактор гравитационной нестабильности (уровня горизонта). Вполне справедливое предложение. Пожалуй, единственый конвертер, который не дает это сделать - RPP. Поэтому этот шаг я опускаю и переношу его на этап цветокоррекции.

На этом шаге производится важнейшая коррекция яркости изображения. Если во время съемки произошла экспозиционная ошибка, фотограф обязан её исправить на этапе RAW-конвертации. Эту операцию внутрикамерный конвертер, разумеется не делает, поскольку решение о том, какая же яркость у изображения должна быть, может принять только человек. Второй шаг - это приведение общего контраста в норму (первый шаг фундаментальной цветокоррекции). Для этого необходимо выставить точку черного и белого. Третий шаг - баланс белого, т.е. настраивается хроматический баланс. Последний шаг - это настройка контраста или, правильней говорить, контрастности инструментом Contrast. Все остальное, прошу понять правильно, - это постобработка, включая профили камер (кроме RPP), коррекция аберраций объектива, резкость, шумоподавление и т.д.

4. Цветокоррекция. Если не выполнена коррекция уровня горизонта, сделайте это сейчас! Далее в соответствии с фундаментальной цветокоррекцией необходимо выполнить после ахроматической коррекции настройку насыщенности (хроматический контраст) и хроматической контрастности. Данные операции можно выполнить через корректирующий слой Vibrance. Ползунок Saturation увеличит хроматический контраст, а уменьшение Vibrance уберет насыщенность в средних тонах, увеличив тем самым контрастность. Настоятельно рекомендуется использовать маску насыщенности для этих слоев. Так же следует включить цветопробу и контролировать вылет цвета за цветовой охват. Важно помнить, что нельзя сделать одновременно высококонтрастное изображение и насыщенное. Поэтому поступают так, в средних тонах делают высокий яркостный контраст (в тенях и светах при этом низкий контраст, это позволяет вытащить детали в них), и повышают хроматическую контрастность в светах и тенях. Именно такая логика заложена при производстве фотопленок.

Далее слудет заняться уже технической цветокоррекцией. Производится коррекция посторонних оттенков. Способы могут быть самыми различными, в зависимости от стоящих задач. Огромное количество приемов описано у Дэна Маргулиса в его книгах. После этого можно заниматься ретушью и прочими манипуляциями. Для ретуши сегодня активно используется техника Dodge&Burn и частотное разложение (рекомендую статьи и видео Андрея Журавлева).

Художественная цветокоррекция вносит некий колорит (шестой гештальт) и не является обязательным элементом. Например, теплое изображение можно сделать холодным и наоборот, или разделить тонировкой тени (холодные) и света (теплые). Сюда же относятся различные модные тонировки типа кросс-процессинга, teal&orange, тонировка под киноцвет. Стилизация снимка под пленку так же относится к художественной цветокоррекции, хотя и имеет коррекции тональной кривой.

Финальным шагом является повышение резкости изображения и кадрирование. Дэн Маргулис отмечает, что повышение резкости в большинстве случаев следует делать более интенсивно в тенях и менее в светах (исключениями могут быть фотографии с водопадами или пузырьками в пиве и т.п.)

Таким образом, рассмотрены ключевые критерии хорошей фотографии. Если попытаться свести их в одно предложение, то может получится примерно такая фраза: изображение обязано иметь интересное содержание и не должно иметь отвлекающих или раздражающих факторов (общая яркость, пересветы, шум, нерезкость, контрастность и т.д.).

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить