Сразу оговорюсь, здесь не ставится вопрос: какой конвертер круче или отстой. В этой статье я расскажу о том, как оценить точность воспроизведения цвета связкой камера-объектив-конвертер и заодно выясним насколько точен камерный JPEG, фирменный RAW-конвертер, рассмотрим несколько сторонних конвертеров и ответим на классический вопрос: "Что делать?".

Существуют три критерия точности фотографического воспроизведения цвета: физический, физиологический и психологический. Здесь мы рассмотрим только физическую или техническую составляющую.

Цветовую разницу в соответствии со стандартами CIE (Commission Internationale de l'Eclairage - Международная комиссия по освещению) выражают через метрику ΔE* (или dE*, dE). Буква E обозначает Empfindung (перевод с нем. Ощущение), а вовсе не Error. Для её определения достаточно сфотографировать цветовую мишень и оценить точность при помощи специальных программ. Важно отметить, что снимать мишень нужно в условиях, близких к идеальным, а именно:

1. Освещение источником света, близким к дневному с равномерным спектром излучения. Вполне подойдет дневное солнечное освещение.

2. Освещение должно быть равномерным. Разумеется, необходимо исключить падение теней на мишень (в тени кроны деревьев и т.п.)

3. Необходимо исключить рефлексы от находящихся вблизи цветовых поверхностей.

4. ISO камеры и выдержка должны быть минимальны, диафрагма в пределах 5.6-8

Для целей этой статьи возьмем мишень с сайта www.imaging-resource.com, снятую камерой Canon 5D MarkIII на ISO100 с выключенными в меню улучшалками.

А также нам понадобится 3DLut Creator, демо-версию которого можно бесплатно скачать с сайта 3dlutcreator.ru и DCRAW, который можно скачать здесь.

Для начала изучим превью в RAW, созданную камерным джипегом. Для этого извлечем её с помощью DCRAW:

dcraw -e filename.cr2

Полученный файл filename.thumb.jpg загрузим в 3DLut Creator и наложим Color chart grid tool:

В результате мы увидим среднее отклонение (AvgDE76), максимальное (MaxDE) и отклонение выбранного патча от эталонного значения. На картинке видно, что среднее отклонение 5.9, а максимальное для патча A3 - 9.62. Минимально различимое человеческим глазом отличие принимается за величину равную 2.3 (в соответствии со стандартом CIE76). Далее конвертируем исходный RAW-файл в различных конвертерах и полученный tiff загружаем в 3DLut и анализируем. Для вышеприведенного изображения я получил следующие результаты (настройки по-умолчанию, за исключением RPP и RT, где экспокоррекция требует ручных действий) :

Raw Photo Processor: AvgDE76=4.3, MaxDE=12.4
In-cam JPEG: AvgDE76=5.9, MaxDE=9.6
Digital Photo Professional 4: AvgDE76=6.0, MaxDE=11.7
RawTherapee 5: AvgDE76=6.2, MaxDE=17.7
CaptureOne 9: AvgDE76=6.6, MaxDE=12.1
Adobe Camera RAW: AvgDE76=7.0, MaxDE=16.2

Еще раз, не ведется речи о том, какой конвертер лучше. Из полученных данных видно, что результат любого конвертирования требует преобразований для получения боле точных значений. Тот же 3DLut имеет для этог кнопку Match и для встроенного превью получаем AvgDE76=1.03, MaxDE=2.15(D2). На вкладке Curves можно поглядеть кривые, при помощи которых выполнена коррекция.

Если точность результата по-умолчанию не устраивает, нужно заниматься профилированием камеры, т.е. создавать свои профиля и использовать их при конвертировании. Но если Вы не занимаетесь репродукциями, предметной коммерческой съемкой, каталожной фотографией, фуд-фотографией и Вас вполне устраивает цвет, получаемый либо из прямо из камеры, либо из Вашего конвертера, просто не парьтесь.

Дополнительно:

Профилирование камер

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить