Разберемся с инструментом, который может помочь оценить качество объектива с объективной стороны - графиками MTF (modulation transfer function). Графики MTF отображают частотно-контрастные характеристики объектива и позволяют сделать вывод на сколько объектив резкий и главное при каких условиях.

Что же вкладывается в понятие резкости объектива? Есть две составляющие, которые характеризуют резкость: микроконтраст и разрешение.

Разрешение определяется минимальной величиной еще различимых деталей, которые может передать объектив. Если взять чередующиеся пары линий (черная-белая) и уменьшать (ширину и дистанцию между ними) их до тех пор пока в определенный момент различие между ними объектив уже не сможет передать, тогда вычислив величину такой линии можно определить тем самым разрешение объектива.

Микроконтраст это ничто иное как контурная резкость мелких деталей, т.е. то, что в первую очередь влияет на визуальное восприятие снимка. Знакомые с Adobe Photoshop сразу вспомнят фильтр Unsharp Mask, который увеличивает контрастность переходов.

Итак, что показывают графики MTF? Начнем с того, что фотографируют специальные миры (мишени) на которых нанесены штрихи 30 линий на миллиметр (микроконтраст) и 10 линий на миллиметр (разрешающая способность). Штрихи причем эти размещаются относительно радиуса апертуры параллельно и перпендикулярно.

Не существует объективов, которые смогли бы передать весь поступающий свет. Соответственно белые и черные линии теряют свою чистоту, замерив самую темную и самую светлую точку, можно определить ухудшение как микроконтраста, так и разрешения.

На графике MTF по вертикали указывается точность передачи линий (то есть насколько хорошо прорисованы). Оценивается следующим образом: 1 - идеально, выше 0.8 – превосходно, 0.6-0.8 – хорошо, 0.4-0.6 – удовлетворительно, ниже 0.4 – плохо. По горизонтали - расстояние от центра или главной оси объектива, т.е. если размер сенсора 24*36мм, диагональ - 43,2 мм, радиус - 21,6 мм. Отсюда и появляется размерность в 21 мм, которую показывают на графике по горизонтали для полнокадровых объективов. Если объектив будет устанавливаться на кроп 1.6, то и рассматривать график нужно до 14 мм. Графики для кроп-объективов имеют по горизонтали размерность 14 мм. Толстые линии показывают микроконтраст (10 пар линий на мм), тонкие линии показывают разрешение (30 пар линий на мм). Сплошной линией изображаются показания для сагиттальных линий (или еще их называют радиальными), пунктирной - для тангенциальных.

Nikon на своем сайте отображает графики именно в таком виде для полностью раскрытой диафрагмы. Canon же показывает на том же графике дополнительно линии для диафрагмы, обеспечивающей наилучшее качество, обычно для f8. Выглядит это так.

Читабельность графика, конечно, становится хуже, особенно когда различия несущественны порой сложно понять, что на графике. Давайте разберем реальный график для объектива Canon EF 24-70/2.8 L II USM.

Для начала посмотрим графики для открытой диафрагмы (черные линии).

Что можно сказать про такой объектив? Микроконтраст превосходный, слегка падает к углам, но не сильно. То есть сказать, что объектив мылит на углах нельзя. Разрешение объектива также отличное. Наблюдается более сильное падение разрешения к углам. Сагиттальные линии выглядят лучше, чем тангенциальные. Это говорит о том, что можно наблюдать эффект небольшого размытия точек от центра. Поясню на картинке.

Если рассмотреть точечное пятно (идеальные слева, размытые справа), то размытие радиальное будет сильнее поскольку сагиттальные линии на графике выглядят хуже. Из этого следует, что размытое точечное пятно будет выглядеть вытянутым от центра к краю кадра. Его увеличенная форма показан справа на рисунке (обведена красным). Все это говорит о характере боке на снимке. То как рисует объектив весьма немаловажно и это характер рисунка можно понять из того, как расположены сплошные и пунктирные линии на графике MTF. Достаточно близко расположенные или даже периодически пересекающиеся линии (сплошные и пунктирные) могут свидетельствовать о хорошем боке. Разъезжающиеся линии свидетельствуют, мягко говоря, о не лучшем рисунке. На рассмотренном графике рисунок вполне качественный.

Вывод: Черные линии важно принимать во внимание для условий недостаточного освещения, а также когда важно как отрисует объектив малую глубину резкости. Чем ближе сплошные и пунктирные линии, тем лучше рисунок, в частности боке при размытии. Толстые линии (микроконтраст) более важны, чем тонкие (разрешение). Именно высокий контраст мелких деталей дает объемность в фотографии.

Рассмотрим тот же график для диафрагмы f8.

Линии говорят о превосходном качестве объектива. Не зря 24-70/2.8 называют одним из самых резких объективов.

Вывод: Синии линии удобны для сравнения объективов с разной максимальной диафрагмой. Синии линии дают представление о максимальной резкости объектива. Для пейзажной съемки важны именно синие линии.

А теперь рассмотрим случай трех разных портретных объективов 50mm (в скобках указана цена): f1.2 (1550$), f1.4 (400$), f1.8 (125$). Обратите внимание, что вроде бы показатели микроконтраста у дешевого объектива по центру даже лучше, чем у его старших братьев. Однако, значение дано для диафрагмы 1.8 и смею Вас заверить, что резкость у 1.2 и 1.4 на диафрагме 1.8 будет выше линии 1.8.

То есть нельзя сравнивать эти графики между собой без учета величины диафрагмы. Далее обратите внимание на синие графики. У дорогого объектива радиальные линии почти не теряют резкости по всей площади кадра, тогда как у 1.4 и 1.8 они падают на краях, т.е. на краях эти объективы мылят.

Важно понимать, что графики MTF дают представление о резкости, но не обо всех характеристиках объектива таких как:

- искажения (в т.ч. хроматические аберрации)
- виньетирование
- цветопередача
- просветление и подверженность бликам

Сравните графики 50mm и 24-70mm, с одной стороны 24-70 однозначно резче 50/1.2, но важно понимать, что зум-объектив нацелен на универсальность его применения, при этом жертвуя некоторыми характеристиками, тогда как 50/1.2 является прекрасным портретным объективом с красивым боке, но вряд ли его можно использовать для пейзажной съемки.

Еще один важный момент. Графики MTF разные фирмы-производители считают по разному, нет никакой стандартизации. Более того Canon считает эти графики на на конкретном экземпляре объектива, а чисто программно, беря во внимание оптическую схему объектива и ряд известных параметров используемых линз. В результате мы имеем чисто теоретический график, который на практике может выглядеть совершенно иным образом. Поэтому следует при анализе следует осторожно использовать данные с сайта Canon и обратить внимание на тесты, выполненные независимыми лабораториями. Например, на photozone.de можно почерпнуть информацию (графики они используют другие, более наглядные).

Не стоит забывать и о постобработке. Зачастую незначительные недостатки более дешевых объективов можно с легкостью устраняются при обработке фотографий. Порой даже сложно сказать с какими объективами были сделаны те или иные фотографии.

При выборе объективов стоит руководствоваться только личными предпочтениями, рассматривая реальные изображения, полученные с этих объективов. Важно помнить, что цена на объектив формируется не его характеристиками, а спросом. А повышением спроса занимаются маркетологи, которым совершенно все равно, какими достоинствами обладают те или иные объективы. Достаточно заменить золотую полоску на любом хорошем объективе на красную и продажи такого объктива сразу увеличатся. При этом внутренняя начинка никак не изменится.

Дополнительные материалы:

КАЧЕСТВО ОБЪЕКТИВОВ: ЧКХ (MTF), РАЗРЕШЕНИЕ И КОНТРАСТ

Владимир Медведев. MTF

О чём говорят графики MTF?

Графики MTF

Что такое MTF и зачем нужна MTF-диаграмма

Практическое задание

Найдите в Интернете MTF график для вашего объектива и разберите его характеристики.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить