Зонная теория была разработана Анселем Адамсом (Ansel Easton Adams) в 40-х годах для черно-белой пленки, точнее слайдовой фотографии. Однако, она с тем же успехом применяется для любой фотографии, в т.ч. и для цифровой. Понимание этой теории дает четкое представление как действовать в сложных условиях съемки, когда нет среднесерых объектов на которых можно замериться точечным экспозамером или когда фотоширота сцены не умещается в динамический диапазон сенсора.
Адамс предложил снимаемую сцену разбивать по яркости на 10 зон, где каждая зона соответствует 1 ступени экспозиции (1 eV). Вот как Адамс описал свои зоны:
- Все зоны различаются на 1 стоп экспозиции (1 EV)
- Граница зоны - примерно на 1/2 EV от её середины
- Зона 0 имеет ширину в сторону больших экспозиций - всего в 1/2 EV, а в сторону меньших экспозиций (свет не попадает) – продолжается до бесконечности;
- Зона X имеет ширину в сторону меньших экспозиций - всего в 1/2 EV, а в сторону больших экспозиций (засветка) – продолжается до бесконечности
Зона 0 (-5 EV)
Чёрный, текстуры и детали отсутствуют
Абсолютно черный тон: очень глубокие тени; практически не освещенные участки; проемы в темные помещения (окна, двери), фотографируемые из ярко освещенного пространства; любой тёмный участок объекта съёмки, на котором не требуется передача каких-либо деталей.
Зона 1 (-4 EV)
Скорее чёрный, чем серый; градации едва различимы, детали отсутствуют
Самые темные тона, близкие к черному: глубокая тень - без деталей, но не совсем черная; допустимы искажения цвета на цветной фотографии.
Зона II (-3EV)
Очень плотный серый, достаточно близкий к чёрному, градации различимы, детали - практически нет
Появление первых признаков деталей в тенях: черный мех с фактурой, детали черной одежды, чугунного литья, деревьев, и т.д..; допустимо искажение цвета на цветной фотографии.
Зона III (-2EV)
Очень важная зона, плотный серый, хорошо передающий текстуры и видимые детали. В эту зону, например, попадает фактурная тёмная кора на теневой стороне дерева. Именно в эту зону обычно и помещают детали в тенях. Её можно считать началом диапазона детализации изображения
Не совсем черный: умеренно темные тона на одежде, волосах, коре деревьев; темный хвойный лес; темная листва.
Зона IV (-1EV)
Тёмный и средне-тёмный серый; например - тёмная зелёная листва, тень на лицах европейцев. Детали здесь хорошо выражены
Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день: нормальная листва; тёмная или сильно загорелая кожа, зеленая мокрая трава.
Зона V (0 EV)
Опорная точка спот-метра. Эту зону называют средним серым, именно для неё создана Kodak 18% Gray Card. Примером яркости для этой зоны является чистое голубое северное небо. Зона характеризуется наибольшей различимостью деталей
Стандартный серый тон (отражательная способность 18%): тень в солнечный день при легкой дымке; нормальный загар или слегка потемневшая кожа; зеленая трава в сухую погоду, красный кирпич.
Зона VI (+1 EV)
Богатый тональными переходами средне-светлый серый. Характерный пример - хорошо освещённая кожа европейца, снег в полутени в солнечный день. Зона хорошо передаёт тонкие детали
Светлая незагорелая кожа; чистое синее небо; строения из белого кирпича; каменный дом; газетный лист с текстом.
Зона VII (+2 EV)
Яркий, лёгкий серый - состарившаяся под открытым небом белая краска, седые волосы. Последняя зона, в которой детали передаются хорошо
Светло-серые, серебристые, бледно-желтые, зеленые, кремовые тона: последние признаки цвета («белесость», «разбелённость») на цветной пленке; машинописная страница на белой бумаге.
Зона VIII (+3 EV)
Очень лёгкий серый, например, блики на очень светлой коже; текстура снега на солнце. Тональные градации в этой зоне ещё присутствуют; однако зона содержит уже лишь незначительные следы текстуры, детали же - неразличимы
Белый тон с минимумом деталей: вышивка на белой одежде, подвенечное платье и т.д.
Зона IX (+4 EV)
Практически белый; для того, чтобы убедиться в наличии тона, приходится сравнивать с белым. Присутствуют лишь следы градации тона. Детали неразличимы, текстуры теряют непрерывность и не воспринимаются
Белёсые облака, выбеленное небо. Тон заметен по сравнению с неэкспонированной белой рамкой отпечатка
Зона X (+5 EV)
Тон отсутствует, зона представлена просто бумажной основой. В неё попадают острые блики - например, солнце, отражённое от хромированного бампера, светящиеся на солнце капли воды
Совершенно белый тон без деталей (неэкспонированная белая рамка отпечатка): сильные источники света; залитый солнцем белый фон; блики солнца от воды и зеркальных поверхностей.
В скобках указан сдвиг экспозиции от опорной точки экспонометра, т.е. экспокоррекция. Напомню, что значение Exposition Value (EV) находится по формуле:
EV = log2((F^2) / S) - log2(ISO/100)
Из этой формулы получаем, что EV=0 при выдержке S в 1 секунду и диафрагме f/1 для ISO 100. Например "солнечное правило шестнадцати" соответствует 15 Ev.
Особое место занимает именно зона V. Принято считать, что для этой зоны калибруются экспонометры. Однако на самом деле сейчас, в качестве опорной точки калибровки экспонометро берётся 12-14%, часто - это 12.7%, что равняется 18% / SQRT(2), то есть разница составляет 1/2 eV. Таким образом опорная точка находится на границе 4 и 5 зоны. Это удобно, если вы производите экспозамер по серой карте в условиях высококонтрастных сцен - это позволяет сохранить больше светов от вылета.
То есть, встроенным экспонометром нужно замерять области, находящиеся в пятой зоне. Поскольку экспонометр не может определить отражающую способность поверхности снимаемого объекта, результат экспозамера всегда будет соответствовать среднесерому и для черных объектов и для белых. Из этого следует, что при экспозамере на черном, объект становится среднесерым, а весь кадр соответственно переэкспонированным. И наоборот, при экспозамере на белом, объект становится опять среднесерым, а весь кадр недоэкспонированным.
В условиях, когда нет того самого среднесерого нужно уметь определять к какой зоне принадлежат объекты, на которых можно замериться и соответственно в голове вычислять требуемую экспокоррекцию. Например, в кадре есть лицо ребенка. Замеряемся по этой коже и ставим экспокоррекцию в +1 стоп (6-5). В кадре есть снег на солнце (8 зона). Замеряемся на снеге и стави экспокоррекцию в +3 (8-5). В кадре есть мокрый асфальт (4 зона). Замеряемся на асфальте иставим экспокоррекцию в -1 стоп (4-5).
Есть одно но. Риск получить пересветы вынуждает постоянно заниматься контролем значимых светов. Отсюда и возникает идея использовать технику ETTR в условиях высококонтрастнх сцен (когда имеем ярко освещенные объекты и глубокие тени). Но есть и другой подход. Нужно иметь представление о запасе в светах для используемого ISO и замерившись на значимых светах просто сделать экспокоррекцию ровно на этот запас. В итоге, это тот же ETTR, только установленный не методом подбора, а зная вполне конкретные значения запаса в светах. Методика определения запасов в светах изложена Алексеем Тутубалиным здесь (http://www.rawdigger.ru/houtouse/lightmeter-calibration).
Можно исходить из следующей методики (все для тех же высококонтрастных сцен): экспонометром в точечном режиме замеряют области значимых светов и делается экспокоррекция в 3+ стопа.
Почему именно три стопа? Как показывает практика запас в светах у современных камер не превышает 4 стопа. Поэтому экспокоррекция три стопа гарантирует отсутствие выбитых светов. Существует мнение, что экспонометры специально калибруют на полстопа меньше, чтобы уберечь фотографа от выбитых светов. Экспонометры калибруют смещением от уровня светов. Одни (Canon, Nikon, Sekonic) используют смещение примерно в 3.15Ev, другие в 2.75Ev (Sony, Pentax).
Отметим, что Адамс выделяет всего 5 зон, содержащих различимые детали - с III по VII. Соответственно и экспокоррекцию рекомендовалось раньше вводить в пределах 2 EV.
Напомню, что для того чтобы зафиксировать экспозицию в полуавтоматических режимах необходимо нажать кнопку *. То есть недостаточно прицелиться в зону V и нажать кнопку спуска наполовину, а затем перестроить композицию в кадре, так как экспозамер также перестроит скорей всего экспозицию. Для съемки нескольких кадров с одной и той же экспозицией необходимо держать зажатой кнопку *.
Замечу, что все выше описанное эффективно в основном для точечного (Spot) и частичного (Partial) режимов экспозамера. Оценочный (Evaluative) режим сам анализирует сцену и с учетом светов выдает рецепт экспозиции.
Надеюсь, что теперь Вы станете снисходительно улыбаться когда услышите от кого-либо, что экспозамер его камеры "тупит" или "врет" и посоветуете обратиться к изучению работы экспозамера и зонной теории Адамса.