В этой статье будет только практическая работа. Теоретические знания прошу черпать в бесплатно доступных источниках, которые указаны в конце статьи. Не вижу смысла переписывать уже и без того прекрасно изложенный материал. Предлагаю сосредоточиться на том, как на практике применяются теоретические знания, на автоматизации (создание экшенов) частотного разложения и на том, как можно ускоренно применять эту технику в своей реальной работе.
Начнем с общего алгоритма действий. Нам требуется разделить изображение на частоты: слой низких частот, где будет размытое изображение, в котором можно легко исправлять крупные детали (менять в основном цвет, менять яркость крупных областей), и слой высоких частот, где можно корректировать мельчайшие элементы (дефекты кожи, волосинки, лишние мелкие детали).
Итак, открываем любое изображение, не обязательно портрет, и создаем самый простой и быстрый экшен для этого:
1. В палитре Actions создаем экшен Split Frequency Easy.
2. Создаем 2 копии слоя Background. Для этого Layer->New->Layer, имя слоя - LOW. Далее Image->Apply Image (Layer=Merged, Blending=Multiply). Далее, Layer->Duplicate Layer, имя слоя - HIGH.
3. У слоя HIGH отключаем видимость, выбираем слой LOW.
4. Для слоя LOW запускаем фильтр Filter->Blur->Gaussian Blur, подбираем радиус такой, чтобы пропала мелкая фактура (кожи, любых других поверхностей), которую необходимо исправить или наоборот сохранить. Для точного подбора следует увеличить изображение.
5. Включаем слой HIGH и для него запускаем фильтр Filter->Other->High Pass. Указываем тот же радиус, что и в Gaussian Blur. Режим наложения слоя HIGH - Linear Light. Fill - 50%. Можно вместо Fill использовать кривые с обтравочной маской, где черная точка Input=0, Output=64, белая точка Input=255,Output=192.
6. В палитре Actions для действий Gaussian Blur и High Pass нужно поставить признак отображения диалогов, чтобы управлять значениями радиуса.
В этом экшене есть огромный недостаток: нужно запоминать радиус и вводить его повторно при вызове High Pass. Кроме того, High Pass имеет незначительную ошибку в своих вычислениях и потому использование этого фильтра нежелательно. Впрочем, второй недостаток настолько незначительный, что им можно и пренебречь.
Итак, удаляем только, что созданный экшен, и создаем два новых. Два - потому, что для 8-битных и 16-битных изображений алгоритмы различаются. Я приведу единое описание, в котором лишь один пункт будет отличаться.
Split Frequency Easy
1. В палитре Actions создаем экшен Split Frequency Easy 16.
2. Создаем копию исходного слоя. Для этого Layer->New->Layer, имя слоя - High. Далее Image->Apply Image (Layer=Merged, Blending=Multiply).
3. Дублируем слой Layer->Duplicate Layer, имя слоя - Low.
4. Для слоя Low применяем фильтр Gaussian Blur, радиус подбираем такой, чтобы размылась вся детализация.
5. Перемещаем слой Low вниз (Ctrl+[). Выделяем слой High (Alt+])
6. На слое High применяем команду Image->Apply Image. Выбираем слой Low. Остальные параметры для 16-битных изображений: Blending=Add, Invert=true, Scale=2, Offset=0. Для 8-битных изображений: Blending=Subtract, Invert=false, Scale=2, Offset=128.
7. Для слоя High устанавливаем режим наложения Linear Light.
В палитре слоев должен получиться такой сэндвич.
Все, первый экшен готов. Остается продублировать созданный экшен, назвав его Split Frequency Easy 8 и изменить в нем параметры на шаге 6. Обычно радиусы задаются в диапазоне 3-10 пикселей в зависимости от детализации. По большому счету слой Background уже не нужен, его можно удалить для экономии размера файла.
Как ретушировать? Исправлять детализацию нужно на слое High инструментом Clone Stamp с жесткими краями и непрозрачностью 100%. Ретушировать при помощи Healing Brush или Spot Healing Brush я бы не советовал, ими имеет смысл пользоваться когда без частотного разложения необходимо быстро убрать проблемные детали со снимка. На слое Low кистью (Brush) или штампиком (Clone Stamp) с маленькой (10-20%) непрозрачностью можно исправить тон крупных объектов и даже исправить светотеневой рисунок.
Прежде чем перейти к созданию более продвинутого экшена, предлагаю обсудить недостатки созданных экшенов (Split Frequency Easy 16/8).
1. Экшен не следует принципу неразрушающей обработки поскольку работа производится прямо в слоях High и Low и возможности вернуть "как было" только часть своей работы нет. То есть, этот экшен подходит для максимально быстрой ретуши, когда на всю работу тратится не более 1-10 минут.
2. Фильтр Gaussian Blur создает характерные для него ореолы на контрастных границах, что делает неудобным ретушь в этих областях. В качестве альтернативы может выступать фильтр Surface Blur, но он сильно задействует ресурсы компьютера и на слабых машинах его использование нежелательно.
Попробуем избавиться от этих недостатков и создадим для этого еще два экшена.
Split Frequency
1. В палитре Actions создаем экшен Split Frequency 16.
2. Создаем копию исходного слоя. Для этого Layer->New->Layer, имя слоя - High. Далее Image->Apply Image (Layer=Merged, Blending=Multiply).
3. Дублируем слой Layer->Duplicate Layer, имя слоя - Low.
4. Дублируем слой Layer->Duplicate Layer, имя слоя - Low_temp. (Порядок слоев временно перевернут, это нужно для минимизации операций, далее этот порядок будет инвертирован)
5. Инвертируем слой Low_temp через Image->Adjustments->Invert (Ctrl+I) и задает параметр слоя Fill=50%.
6. Создаем корректирующий слой Low_invert через Layer->New Adjustment Layer->Invert.
7. Выделяем слой Low, созданный на шаге 3. Применяем фильтр Surface Blur. Threshold выставить сперва нужно в 255 и подобрать радиус такой, что была видна фактура, но еще не видны объемы (обычно в пределах 4-12). Затем снизить Threshold до уровня когда пропадут ореолы на контрастных границах (обычно 14-24). На этом шаге мы устраняем недостаток 2, используя вместо Gaussian Blur фильтр Surface Blur.
8. Удаляем слои Low_temp и Low_invert, т.к. они были нужны лишь для визуализации работы фильтра Surface Blur.
9. Слой Low пермещаем на 1 позицию вниз, под слой High (Ctrl+[)
10. Создаем пустой слой. Для этого Layer->New->Layer, имя слоя - Low_Retouch. В этом слое будет происходить ретушь низких частот (устраняем недостаток 1).
11. Для слоя High (нужно выделить через Alt+]) применяем команду Image->Apply Image. Выбираем слой Low. Остальные параметры для 16-битных изображений: Blending=Add, Invert=true, Scale=2, Offset=0. Для 8-битных изображений: Blending=Subtract, Invert=false, Scale=2, Offset=128.
12. Создаем группу Layer->New->Group from Layers, имя группы High_group.
13. Создаем пустой слой. Для этого Layer->New->Layer, имя слоя - High_Retouch. В этом слое будет происходить ретушь верхних частот (устраняем недостаток 1).
14. Для усиления видимости детализации создаем корректирующий слой кривых Layer->New Adjustment Layer->Curves. Зададим черную точку Input=64, Output=0, белая точка Input=192,Output=255. Этот слой создаст контраст, который проявит все недостатки на слое верхних частот.
Все, Остается выбрать нужный слой (мне удобно сразу выбирать слой High_Retouch для ретуши верхних частот) и интрумент (в моем случае Clone Stamp). Почему задаются на шаге 11 указанные параметры, подробно объясняется в материалах Андрея Журавлева, ссылки на которые можно найти в конце статьи.
Создав экшен Split Frequency 16 можно легко создать Split Frequency 8 для 8-битных изображений, продублировав его и изменив параметры шага 11.
В результате работы экшена будет построена следующая структура слоев.
Итак, у нас уже есть четыре рабочих экшена. Более сложный случай возникает, когда нужно разложить изображение на три частоты. На три частоты обычно раскладывают, чтобы выделить в средние частоты нежелательную детализацию, часто это бывают веснушки или мелкие волосы. С разложением на более чем 3 частоты я лично не сталкивался и думаю, что необходимости в таких сложных манипуляциях на самом деле нет. Поэтому ограничимся созданием экшена частотного разложения на 3 частоты.
Triple Split Frequency
1. В палитре Actions создаем экшен Triple Split Frequency 16.
2. Создаем копию исходного слоя. Для этого Layer->New->Layer, имя слоя - High. Далее Image->Apply Image (Layer=Merged, Blending=Multiply).
3. Дублируем слой Layer->Duplicate Layer, имя слоя - Medium.
4. Дублируем слой Layer->Duplicate Layer, имя слоя - Low. (Порядок слоев временно перевернут, это нужно для минимизации операций, далее этот порядок будет инвертирован)
5. Для слоя Low применяем фильтр Gaussian Blur, радиус подбираем такой, чтобы размыть всю детализацию, оставить нужно только объемы (6-10).
6. Для слоя Medium выполнить Image->Apply Image. Выбираем слой Low. Остальные параметры для 16-битных изображений: Blending=Add, Invert=true, Scale=2, Offset=0. Для 8-битных изображений: Blending=Subtract, Invert=false, Scale=2, Offset=128.
7. Перемещаем слой Low под слой High. Сделать это можно через Ctrl+[ (т.е. перемещаем слой вниз, для перемещения вверх используется Ctrl+], для выделения верхнего слоя Alt+], для выделения нижнего слоя Alt+[). Слой High перемещаем на самый вверх.
9. Для слоя High применяем фильтр High Pass, в котором радиус подбираем таким образом, чтобы оставить только мелкую фактуру без средних частот (1-4).
10. Для слоя High применяем кривые, где черная точка Input=0, Output=64, белая точка Input=255,Output=192.
11. Для слоя Medium применяем Image->Apply Image. Выбираем слой High. Остальные параметры: Blending=Subtract, Invert=false, Scale=1, Offset=128.
12. Ретушь будет проводиться на отдельном слое. Для этого дублируем слой Medium, имя Medium_Retouch. Применяем команду Layer->Create Clipping Mask.
13. Слоям Medium и High необходимо задать режим наложения Linear Light.
Радиусы не должны отличаться более чем в три раза, это чревато появлением разного рода пятен и прочих артефактов. В результате работы экшена будет создана следующая структура слоев:
Остается продублировать экшен и изменить параметры на шаге 6. В итоге получим экшен для разложения на три частоты для 8-битных изображений.
И в завершение хочется рассмотреть такой популярный метод как Inverted High Pass. Это ни что иное, как очень упрощенный метод только, что рассмотренной техники разложения на три частоты, в котором просто удалена средняя частота.
Inverted High Pass
1. Копируем слой через уже традиционный способ: Layer->New->Layer, имя слоя - InvHP. Далее Image->Apply Image (Layer=Merged, Blending=Multiply).
2. Применяем фильтр High Pass. Радиус подобрать такой, чтобы осталась вся детализация, но без объемов (частот 5-10), т.е. нужно отсечь низкие частоты. Режим наложения Linear Light, Fill=50%. Инвертируем через Image->Adjustments->Invert.
3. Применяем фильтр Gaussian Blur с радиусом (1-4) таким, чтобы отсечь средние частоты (размыть их). В результате останутся только верхние и низкие частоты.
4. Остается добавить маску Layer->Layer Mask->Hide All.
В результате будет создан один единственный слой. Ретушировать нужно по маске белой кисточкой с мягкими краями и убирать нужно только точечные дефекты, не стоит проходить большой кистью по поверхности, сглаживая все на своем пути, такой подход просто превратит кожу в гладкую резину. Впрочем существуют задачи, когда такой подход актуален.
Остается добавить одно замечание. Экшенами для 8-битных изображений я не пользуюсь по одной простой причине, если и случается открыть изображение в 8-битном представлении (например, jpeg), я сразу же его перевожу в 16-битное и перед сохранением, после всей проделанной работы снова перевожу его в 8-битное. Поэтому все 8-битные экшены, созданные по рецептам из этой статьи можно смело удалить или не создавать. Будем считать, что информация дана ради общего развития.
Теперь в вашем арсенале есть семь экшенов (я использую только 4 из них), которые помогут при ретушировании. Вооружившись ими можно совершенно спокойно обходиться без каких либо ретушерских плагинов типа портретуры и подобных. На этом все. Желаю качественной ретуши и творческих побед!
Ссылка на скачивание экшенов, созданных в этой статье:
kapankov.ru/downloads/kapankov.rar
Дополнительные материалы:
Ретушь портрета на основе частотного разложения изображения
Частотное разложение 2. Проблема High Pass
Частотное разложение 4. Конспект занятия
Частотное разложение. Ultimate. Конспект и видео
Комментарии
Ссылку починил, спасибо, что написали.
К сожалению kapankov.rar поврежден.