Закон целостности провозглашает идею восприятия изображения как единого и неделимого целого. Суть заключается в том, что композиция несет в себе некоторую идею и, если попытаться переместить, добавить или вообще убрать какой-либо элемент, идея эта будет искажена или передана неполно.

Отсюда вытекает простой вывод: все гениальное – просто! То есть для создания целостной композиции, содержимое кадра следует упрощать или другими словами убирать из кадра лишние детали.

Как понять, соблюдается ли на фотографии целостность композиции? Закрываем рукой последовательно все элементы и, если в какой-то момент мы понимаем, что ничего не меняется от такого закрытия, смысл не изменился, значит композиция не обладает целостностью. Можно попробовать в уме добавить что-нибудь в композицию или поперемещать.

Если фотографию можно откадрировать (обрезать лишнее) и при этом смысл и содержание не изменится, значит композиция не обладает целостностью. Обратите внимание, что содержание и содержимое не тождественны. При кадрировании можно отрезать лишнее содержимое (элемент изображения), чтобы сохранить содержание (смысл).

Чтобы не углубляться в философские дебри композиционных понятий разберем здесь же закон единства - это соответствие всех элементов изображения общему замыслу. Можно встретить также упоминание о законе единства формы и содержания, что в сущности является тем же самым.

Закон единства провозглашает идею гармоничного восприятия изображения.

Закон целостности и закон единства тесно связаны между собой и часто можно встретить упоминание о законе единства и целостности, который можно сформулировать так: изображение воспринимается как единое и неделимое целое, а элементы изображения соответствуют общему замыслу и связаны между собой.

Возникает вопрос: если какие-то элементы в композиции выбиваются из общей концепции изображения, конфликтуют с другими элементами, то может ли композиция считаться при этом целостной? Важно понимать, что композиция зависит от задачи, которую ставит перед собой фотограф. Если конфликт вызван задачей и входит в замысел автора, то композиция остается целостной.

А что делать, когда в кадре присутствуют элементы, которые являются лишними, но избежать их появления в момент съемки было невозможно? Композиция перестанет быть целостной? Например, известная фотография Дианы Арбус «Мальчик с игрушечной гранатой в Центральном парке».

Женщина «растущая» из головы явно лишняя и нарушает целостность и единство композиции. Без неё фотография стала бы существенно лучше. Но эта фотография – момент, выхваченный из жизни. Это не живопись, где художник свободен в выборе. Диана Арбус сделала несколько фотографий с этим мальчиком и только на одной он выглядит как ребенок с отклонениями в развитии. Этот кадр нельзя переснять.

Диана Арбус, «Мальчик с игрушечной гранатой в Центральном парке»

Целостность и единство в документальной или репортажной фотографии фактически игнорируются. Большинство фотографий с мест новостных событий, из горячих точек не обладают целостной композицией. Но это и не требуется. Это не главное. Поэтому совершенно наивными выглядят критические посты пользователей Интернета, рассуждающих о композиции в подобных фотографиях.

Если позволяют обстоятельства, то фотограф должен стремиться приводить композицию в видоискателе к целостности и единству. Но нужно учитывать жанр и задачи. Фальшиво выглядят фотографии с мест боевых действий и других экстремальных локаций, снятые художественно с хорошо выверенной композицией.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить