Прежде всего, стоит разобраться, что же такое студия и какие особенности съемки в ней могут быть. Начну с того, что студия - это пространство, чаще всего помещение, оснащенное необходимым оборудованием и интерьерами для фотосъемки. Давайте рассмотрим какое оборудование может использоваться в студии. Стоит оговориться, что в специализированных студиях может быть совершенно разный набор оборудования, необходимый для разных целей.

Итак, начнем с осветительного оборудования. Безусловно существуют студии с естественным освещением, где не используется осветительное оборудование и в качестве основного освещения используются обычные окна. Для приглушения яркого солнца могут использоваться рассеиватели на окнах. В студиях с искусственным освещением используются: 1 - накамерные вспышки, 2 - студийные моноблоки, 3 - студийные генераторы со вспышками, 4 - системы постоянного света (светодиодные системы).

Думаю, со вспышками накамерными все понятно. Это мобильный вариант, который хорошо годится для организации выездной или домашней студии. Питание за счет батареек-аккумуляторов либо через переходники от сети 220 В.

Наиболее часто используются в студиях моноблоки. Моноблок питается от сети 220 В. Внутри имеет устройство для генерации мощного импульса. Моноблоки так же как и обычные накамерные вспышки имеют ксеноновую лампу для импульсного света и лампу постоянного света, который называют пилотным светом. Пилотный свет предназначен для точного выставления направления света. То есть пилотный свет позволяет фотографу оценить схему света до момента съемки кадра. Такой возможности у накамерных вспышек нет. Также пилотный свет переключив в полную мощность можно использовать как постоянный.

Генераторные системы являются более дорогим удовольствием и представляют собой отдельное устройство-генератор, задачей которого является генерация энергии и несколько блоков-вспышек. Такие системы выдают гораздо более мощный свет в отличии от моноблоков. Питание производится от сети 220 В.

Осветители могут размещаться как на стойках так и на подвесной системе. Стоит заметить, что для подвесных систем необходимы достаточно высокие потолки (более 4 метров). Подвесные системы позволяют установить свет сверху таким образом, что в кадр не попадают никакие посторонние стойки и крепления. Без подвесной системы можно использовать стойки типа "журавль". Однако, если необходим софтбокс над моделью, выставить подобный свет при помощи журавля крайне сложно.

Для перечисленного осветительного оборудования используется огромное количество модификаторов света. Кратко перечислю их:

1. Рефлекторы с различными насадками (соты и др), фоновые рефлекторы
2. Портретные тарелки
3. Софтбоксы (квадробоксы, октобоксы, стрипбоксы и т.д.)
4. Зонты
5. Тубусы (конические рефлекторы)
6. Спот-насадки для маски Габо.
7. Линзы Френеля
8. Цветовые фильтры
9. Отражатели (лайт-диски) и рассеиватели

Помимо осветительного оборудования студия должна оснащаться необходимым набором фонов и интерьеров. Помимо этого, некоторые студии предлагают различные аксессуары к интерьерам, одежду и т.п.

Многие студии имеют стенд, необходимый для предметной съемки или лайт-бокс.

Теперь важный вопрос: как же синхронизируются осветители и камера. Вспышка срабатывает в двух режимах: через светоловушку или через синхронизатор. Светоловушка ловит яркий световой импульс и подается сигнал на срабатывание. Синхронизатор подключается через специальное гнездо-штекер и сам непосредственно подает сигнал вспышке на срабатывание. Причем синхронизатором может быть как синхрошнур, так и радиосинхронизатор. То есть, если у Вас нет никаких синхрошнуров и радиосинхронизаторов, синхронизироваться можно посредством накамерной вспышки. На моноблоках включается режим slave - срабатывание от светоловушки. Нужно направить вспышку в сторону одного из моноблоков (с наибольшей мощностью), вспышку обязательно перевести в режим M (ручной), так как в режиме E-TTL есть предвспышка, которая будет вызывать срабатывание моноблоков, мощность на уровне 1/64 (зависит от расстояния до моноблока). Даже, если какой-то из моноблоков не сработает от накамерной (внешней) вспышки, они в любом случае сработают от моноблока, на который направлена вспышка. Можно даже встроенной вспышкой синхронизироваться, но не на всех камерах её можно выставить в ручной режим и кроме того она будет стрелять в объект съемки, создавая посторонний свет, что очень плохо. То есть использование встроенной вспышки крайне нежелательно. Синхрошнур используется подобным же образом: от горячего башмака на камере шнур подключается в гнездо самой мощной вспышки, на которой выключается режим slave. Остальные моноблоки синхронизируются светоловушкой в режиме slave. И третий способ, когда вместо синхрошнура используется радиосинхронизатор: передатчик в горячем башмаке камеры, приемник в гнезде моноблока. Остальные моноблоки также синхронизируются светоловушкой в режиме slave. Конечно же, можно приемники воткнуть в каждый из моноблоков, но принципиальной необходимости в этом нет.

Оборудование студии должно позволять снимать как с импульсным светом, постоянным светом так и со смешанным светом.

При съемке с импульсным светом практически всегда ISO выставляется в 100, выдержку устанавливают чуть более или равной выдержки синхронизации (1/200 сек), многие часто выставляют в 1/160. В сущности в студии для управления экспозицией регулируется только диафрагма и мощность импульса вспышек. Диафрагму изначально устанавливают в f8. Далее необходимо найти "нормальную" мощность импульса следующим образом: ставят один моноблок на расстоянии двух метров (то расстояние, на котором обычно будут располагаться вспышки), и подбирается мощность, при которой на фотографии будет нормальное распределение яркостей (стандартная экспозиция). Нужно запомнить значение мощности и в дальнейшем отталкиваться от него.

Замечу, что время импульса моноблоков равняется примерно 1/2000 секунды (зависит от модели и установленной мощности импульса). Это время в сущности и определяет реальную выдержку экспозиции. На камере важно выставлять выдержку меньше выдержки синхронизации для того, чтобы исключить появление непроэкспонированных полос в кадре (вспомните, что при "быстрых" выдержках вдоль кадра пробегает узкая щель, не раскрывая полностью кадр). Времени срабатывания вспышки достаточно, чтобы "заморозить" любое движение в кадре. Стоить помнить об этом, когда хотите снять модель в прыжке, например, не нужно ставить выдержку в 1/1000 сек!

Съемка с использованием постоянного света - редкое явление для студии, чаще используется смешанный свет. Тем не менее постоянный свет на небольших мощностях используется в качестве пилотного. Пилотный свет необходим для предварительной установки света, когда фотограф может заранее видеть схему света.

Смешанный свет подразумевает использование постоянного света и импульсного по второй шторке (наиболее частый случай). При этот поднимают ISO до 400 и даже 800, уменьшают импульсный свет, часто увеличивают выдержку. Можно снимать со штативом, а можно наоборот использовать размытие в кадре двигая камерой создавая световые эффекты. При этом снимать рекомендуется по второй шторке. Съемка в смешанном свете позволяет делать интересные творческие кадры. Очень хорошая статья по смешанному свету есть у Олега Титяева. Очень рекомендую к прочтению.

В следующих статьях постараюсь описать принципы составления световых схем с примерами наиболее часто используемых.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить