Независимо от того, является ли композиция целостной или нет, в фотографии нужно выделять главное (элемент или группа элементов изображения).

В изображении присутствуют два вида элементов изображения: пятна (точки, фигуры, фон и т.п.) и линии (в т.ч. направления взгляда или движения).

Также можно к элементам изображения отнести контрформу – область изображения (часто фона), образующуюся при помощи других объектов. Из гештальт-теории это явление известно, как множественная стабильность. На приведенной картинке можно одновременно увидеть лица и изящную вазу.

Кроме того, в фотографии могут присутствовать текстуры и фактуры. Текстура – это рисунок на какой-либо поверхности. Следует отличать текстуру от светотени. Фактура характеризует гладкость поверхностей. То есть всевозможные шероховатости и неровности поверхности – это фактура.

Выделение элементов изображения вообще происходит благодаря контрастам, т.е. разницей характеристик этих элементов.

Контраст тональностей

За счет контраста тональностей (яркостей) можно легко отделить главный объект от фона. Достаточно выбрать контрастный фон по отношению к главному объекту.

Гениальную фотографию снял польский фотограф Мартин Рычжек (Marcin Ryczek).

Кадр поделен строго пополам, слева - черная фигура мужчины на фоне белоснежного снега, справа – белые лебеди на фоне темной воды и темно-серых уток. Эти две половины контрастируют между собой.

Снимать невесту на белом фоне можно в случае съемки в светлом ключе, когда все на снимке выполнено в светлых тонах. Достаточно найти темный фон, необязательно черный и невеста будет выделена. С женихом в черном костюме все наоборот. Если снимаем на черном фоне, то это уже темный ключ (все в темных тонах). Темный ключ на свадьбе — это, конечно, нонсенс, но и такое случается. Поэтому следует выбирать светлый фон. Как же совместить жениха и невесту? Ответ очевиден: либо пытаться использовать нейтральный по тональности фон, либо использовать в качестве фона гостей и прочие объекты, со стороны невесты в темных тонах, со стороны жениха - в светлых. Только умоляю, не нужно буквально и строго следовать этим рекомендациям, будьте оригинальными.

А если быть серьезным, то контраст в первую очередь характеризует изображение как форму. На полноконтрастных изображениях лучше воспринимается объем, но могут теряться детали. На слабоконтрастных хорошо видны детали, которые могут мешать воспринимать главное.

Расположение

Совершенно очевидно, что размещение главного объекта конкретно слева, справа, сверху, снизу никаких особых преимуществ не имеет. Располагать главное нужно стремиться в центрах внимания (зрительные центры). Существует огромная масса материалов в Интернете, статей, блогов, упоминаний в книгах, причем солидных авторов, что располагать главное нужно по правилу золотого сечения. Это ерунда полная. Никто из мастеров фотографии этому правилу не следует. Можно, конечно, пользоваться этим правилом, но нужно понимать, что никакого эффекта на восприятие это не производит. Это доказано научно. В определенных ситуациях размещение по золотому сечению бывает уместно, но это только лишь случайное совпадение.

Также можно встретить рекомендацию не использовать центральное размещение. Якобы оно подходит только для портретов, архитектурной съемки и прочих симметричных объектов. Лучше всего размещать главные объекты немного сместившись от центра. Короче говоря, это никак не усиливает внимание на объекте и обсуждать это нет смысла.

Совершенно очевидно, что размещение главного объекта на переднем плане однозначно привлекает внимание. Но с использованием небольшой глубины резко изображаемого пространства можно располагать главное на любом плане.

Размер

Размер определенно имеет значение. И еще какое. Объект, занимающий наибольшую площадь кадра, однозначно будет привлекать внимание. Для увеличения размера объекта достаточно сократить дистанцию между объектом и камерой.

На рисунке схематично показаны примеры выделения главного за счет расположения, формы и размера. Форма может свободно использоваться в живописи. В фотографии управлять формой практически невозможно.

Глубина резко изображаемого пространства

Используя диафрагму, дистанцию до объекта и фокусное расстояние можно сократить или расширить глубину резко изображаемого пространства. ГРИП в простейшем случае позволяет отделить объект от фона. Но точно также ГРИП используется для «фокусировки» внимания на конкретном плане. Т.е. это не обязательно должен быть передний план.

Цвет

Цвет имеет три составляющие: цветовой тон, насыщенность и яркость. Соответственно выделить главное можно как тоном, так и насыщенностью или яркостью. И ничего не мешает смешивать эти параметры в разных пропорциях

Контраст по яркости или контраст тональности уже был рассмотрен выше. Характеризуется разницей в яркости объектов. Традиционно рассматривается отдельно от контраста цветов из-за черно-белой фотографии, где насыщенность и цветовой тон отсутствуют.

Цветовой контраст позволяет выделить объекты за счет отличия цветового тона. Можно встретить понятие - контраст оттенков, где речь идет о незначительных отличиях тона.

Контраст насыщенности соответственно позволяет выделить объекты за счет насыщенности.

Линии

Линии (видимые и воображаемые) служат указателями. Наше зрение цепляется за контрастные границы, в том числе за линии. Линии могут направлять внимание в зрительные центры.

Воображаемые линии создаются направление взгляда людей в кадре. Мы невольно смотрим туда, куда направлен взгляд других людей.

Воображаемые линии могут формироваться ритмом, то есть чередующимися элементами.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить