Эта статья написана для тех кто только начинает изучение фотографии и хочется разобраться в том как производители фототехники и программного обеспечения видят процесс появления на свет фотографии, в каком направлении двигаться в своем образовании и на что обратить внимание.

Итак, у нас в руках есть рабочая цифровая камера с объективом и мы полны решимости сотворить шедевр, который удивит весь мир. Допустим мы даже нашли сюжет, достойный, чтобы его запечатлеть и показать другим. Что дальше? Не спешите жать кнопку спуска. Фотограф обязан оценить композицию кадра и при необходимости что-нибудь поменять, минимум - ракурс, максимум - выбрать другой сюжет.

Далее фотограф обязан оценить освещение. Фотографию формирует свет. Фотограф знает о свете все: жесткий он или мягкий, направленный или рассеянный. В зависимости от направления света и его качественных характеристик фотограф может внести свои коррективы. Например, использовать вспышку или отражатель для подсветки теней.

Ок, допустим со светом и сюжетом разобрались и нас все устраивает. В зависимости от того какой объектив используется и что мы хотим снять занимаем нужную дистанцию от объекта съемки. Теперь можно начинать проверку настроек камеры. Поскольку снимать в автоматическом режиме довольно сложно, поскольку мало кто знает, как на самом деле все это работает, включаем ручной режим управления - M.

Примерно оцениваем экспозицию. Другими словами пытаемся настроить камеру так, чтобы за время, пока затвор будет находиться в открытом состоянии на сенсор попало света столько, чтобы изображение не получилось темным и не возникли пересветы. То есть для заданной диафрагмы подбираем значения выдержки и чувствительности ISO. Диафрагму задаем исходя из желаемых размеров зоны ГРИП, а остальные параметры исходя из соображений минимизации шевеленки и шумов, т.е. желательно ISO поменьше и, как правило, выдержку покороче. Тут есть один важный момент. Нельзя допускать пересветов на снимке. В пересветах допустимо оставлять яркие источники света, например, светящиеся уличные фонари вечером, яркие фары автомобилей или солнце на восходе или на закате и т.п.

Допустим экспозицию мы подобрали. Молодцы! Жмем кнопку спуска наполовину и наводим фокус на объект. В зависимости от того, смотрите Вы через видоискатель или на экран камеры (режим LiveView) фокусировка происходит разными способами. Через видоискатель фокусировка выполняется с помощью датчика фазовой фокусировки, причем очень быстро. В режиме LiveView фокусировка происходит с использованием главного сенсора камеры контрастным способом (способ является медленным, но более точным, чем фазовый). Есть также гибридная фокусировка, которая использует сенсор камеры в качестве фазового датчика.

После того как сфокусировались, при необходимости производим перекомпозицию кадра и нажимаем кнопку полностью. Нажав на кнопку спуска, мы подняли зеркало в камере, при этом зеркало нам закрыло вид в видоискателе (если снимаем зеркалкой), открыли затвор, расположенный прямо перед сенсором на время указанной выдержки. Тем самым мы начали экспонировать (засвечивать) наш сенсор, который выступает светочувствительным материалом. В пленочные времена этим материалом служила фотопленка, точнее один кадр фотопленки. Отраженный свет от объектов съемки или направленный от источников света попадает на светочувствительный материал и формирует в нем латентное, т.е. скрытое изображение, которое нужно далее проявить. Проявкой этого изображения может заниматься как сама камера, снимая в JPEG, так и фотограф, обрабатывая полученный RAW-файл на компьютере. Если Вы снимаете в JPEG, то все равно дочитайте до конца и узнаете, что при этом происходит.

Итак, через объектив определенное количество света в виде фотонов попало на сенсор, пройдя через несколько светофильтров (антимуарный, инфракрасный и т.д.), расположенных перед ним. Вот тут нужно остановиться и взглянуть на то как устроен сенсор.

На сенсоре расположены фотодиоды (сенсели), которые умеют считывать попавшие в них фотоны и выдавать электрический сигнал, который аналого-цифровой преобразователь (АЦП) преобразует в цифровое представление. Каждый сенсель сверху закрыт цветным светофильтром, который пропускает только определенный цвет, либо красный, либо синий, либо зеленый. Причем зеленых сенселей в два раза больше чем красных или синих. Расположены эти фильтры специальным образом (Color Filter Array).

Электроника камеры, сняв сигналы с каждого сенселя, производит усиление сигнала в соответствии с заданным значением параметра ISO, оцифровку и нормализацию данных перед записью в RAW файл или для дальнейшей обработки и сохранению в JPEG файл. На данном этапе важно понять, что снятые с сенсора данные не обладают цветом. Мы имеем картинку в градациях серого и информацию о порядке CFA. Используя эти знания, мы можем произвести процедуру, называемую демозаикой, которая для каждого сенселя рассчитает его цвет, используя информацию соседних пикселей.

Пока остановимся на том, что мы имеем некое изображение в градациях серого и кучу информации, которую мы либо сохраняем в RAW-файл, либо держим в памяти камеры для создания JPEG-файла. Если мы сохранили RAW-файл, мы переносим его на компьютер и загружаем в RAW-конвертер. Далее RAW-конвертер и камера выполняют схожие операции, но в случае RAW-конвертера фотограф принимает решение об изменении тех или иных настроек, а в случае конвертации внутри камеры все происходит по четко зашитым в мозг камеры алгоритмам и настройкам.

В случае обработки RAW-файла на компьютере важно иметь качественный откалиброванный монитор. Особое внимание необходимо уделить яркости монитора. Современные мониторы имеют чрезвычайно повышенную яркость, которая не годится для работы с фотографиями. Яркость монитора должна быть на уровне 120 cd/m2.

Итак, что же происходит с полученным изображением (которое все еще в градациях серого)? Применяется баланс белого. Баланс белого изменяет яркость определенных каналов. Мы уже знаем, что каналов всего три: зеленый, красный и синий. Далее происходит демозаика изображения, в результате которого мы получаем привычное изображение в некотором цветовом пространстве RGB. Для упрощения я опустил процедуры вычитания черного, гамма-коррекции и некоторых других. В результате мы получаем некоторое цветное изображение, с которым можно далее работать.

Полученное цветное изображение может проходить коррекцию экспозиции и баланса белого в RAW-конвертере. Однако в случае получения JPEG в камере эти процедуры не проводятся, поскольку нет такого функционала ни в одной камере, а кроме того решение о необходимой экспокоррекции может принять только человек. Проводятся в норму контраст, точки черного и белого. Говорят, изображение становится полноконтрастным. То есть самая светлая точка становится действительно самой светлой(255 в 8-битном представлении), а черная точка становится черной (0 в 8-битном представлении).

Остается только один штрих - насыщенность. После этого можно говорить, что фотография готова. Она сохраняется в формате JPEG (или в другом удобном формате).

Безусловно далее можно с этим изображением дополнительно работать в плане цветокоррекции, ретуши и т.п. Можно применять всевозможные украшательства или просто стилизовать, например, под фотопленку. К слову, некоторые камеры FUJI позволяют сохранять JPEG с уже примененным пленочным видом, например можно сделать снимок под Velvia, Astia и т.д.

Не стоит забывать, что фотография, как и ребенок рождается не в момент зачатия, т.е. не в момент нажатия на кнопку спуск. Фотография рождается в тот момент, когда её впервые видит зритель. Ведь именно для этого она и создается. Не так ли?

На наше восприятие фотографии влияют условия просмотра. Это важно иметь ввиду, но это уже другая тема.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить