Как "правильно" настроить баланс белого? Вопрос в той или иной формулировке часто всплывает, в том числе у людей, которые довольно хорошо знают свою камеру и делают прекрасные снимки.

Прежде всего рекомендую прочитать, хотя бы по диагонали, статью о балансе белого.

А теперь давайте разберемся как камера определяет баланс белого (имеется ввиду автоматический режим определения ББ) и почему она ошибается. У меня есть далеко не шедевральная фотография, которая вполне годится для наших экспериментов. Фотография сделана поздним вечером при слабом освещении (для камеры). Хотелось бы выправить баланс белого, но сохранить ощущение обстановки. В статье приводятся скриншоты RPP и Lightroom, но механизм работы с ББ одинаков во всех конвертерах, поэтому не унывайте, если не увидели любимый Capture One или другой конвертер.

На снимке явно присутствует желтый оттенок. Обратите внимание, используется ББ, определенный камерой (As Shot). На гистограмме мы видим подтверждение наших подозрений, синий канал недоэкспонирован. Почему камера сочла этот ББ правильным сказать трудно. Производители не раскрывают свои алгоритмы. Кстати, практически каждый производитель использует свой собственный способ определения ББ.

В теории для большинства сюжетов, не содержащих больших цветовых пятен, все каналы на гистограмме должны быть выравнены относительно друг друга, чтобы получить нейтральный баланс белого. Давайте в этом убедимся. Но перед этим для удобства оценки ББ сделаем автоматическую экспокоррекцию, нажав кнопку Auto слева от поля Exposure. После этого выбираем режим Auto в выпадающем списке WB (баланс белого).

Вот теперь наша гистограмма выровнялась и изображение стало нейтральным, но приобрело безобразный вид. Креветки выглядят совершенно несъедобными. Давайте вернем им съедобность.

То есть я раздвинул синий и красный каналы, тем самым сделав изображение теплее. Обратите внимание, что на тарелке ест зеленый рефлекс от какого-то зеленого источника света, который находится справа. Этот рефлекс не должен вводить в заблуждение и на него нельзя ориентироваться. Нельзя в данном случае использовать и серую пипетку, тыкая по тарелке, мы получим изображение схожее с тем, что мы получили при автоматическом балансе белого. Давайте теперь доведем до ума фотографию.

Я сменил режим Color на профиль пленки Kodachrome 64, немного понизил экспозицию и добавил компрессированной экспозиции, сдвинул черную точку вправо, увеличил контраст и насыщенность. Креветки готовы, можно пробовать. Вот это уже похоже на то, что я снимал.

И вышесказанного можно сделать следующие выводы: камера может выдавать не тот результат, который мы ожидали от неё. То же самое касается автоматического баланса белого в любом RAW-конвертере. Серую пипетку использовать во многих случаях нельзя поскольку предметы, которые могут казаться нам серыми, на самом деле могут таковыми не являться. Конечно же, поискать пипеткой серый оттенок можно и даже нужно. Иногда это срабатывает. Но во многих случаях требуется доводить баланс белого вручную.

Предлагаю следующую стратегию получения желаемого баланса белого: сперва нужно получить желаемую яркость изображения, оперируя экспокоррекцией и контрастом (включая точку черного и белого), затем подбирается приблизительный баланс белого (грубый баланс белого), и затем вручную подбирается точный баланс белого. Разберем эти шаги подробнее.

Получив снимок в RAW мы в любом случае имеем баланс белого, который камера сочла приемлемым. Мы можем соглашаться с этим и сразу перейти к точной настройке баланса белого, а можем и не соглашаться. Например, если мы снимаем в UniWB режиме, то, разумеется, нужно сперва выбрать грубый баланс белого. Перед тем, как выбрать грубый баланс белого необходимо привести яркость изображения в нормальный вид посредством экспокоррекции и контраста. Только после этого возможна адекватная оценка баланса белого.

Грубый баланс белого (если камерный ББ нас не устроил) можно получить тремя способами: серая пипетка, автоматическое определение баланса белого, и используя одну из предустановленных настроек баланса белого (дневной свет, облачно, в тени, лампы накаливания и т.п.). Эти способы реализованы во всех RAW-конвертерах. Я обычно беру сперва серую пипетку, если вижу в кадре потенциальные серые области, и если результат меня хоть немного устраивает, то перехожу уже к ручной точной настройке. Если серых областей в кадре не нашлось, использую автоматический баланс белого. И если автоматический баланс белого плохо отработал, подбираю уже предустановленные настройки.

Может так получиться, что ни одна настройка нас не устроила, даже с учетом того, что это грубый баланс белого. В этом случае необходимо прибегнуть к следующей методике. Есть фотография, сделанная при лампах накаливания. Здесь есть где взять серый тон пипеткой, это белые буквы. Но представим, что на изображении нет ничего нейтрального.

Камера замерила баланс белого, равный 3200 Кельвинов (видно в exif). Однако, Lightroom считает, что камерный баланс белого 3150 Кельвинов. Это потому, что в Lightroom (и в ACR) используется еще координата Tint (оттенок от зеленого к пурпурному). То есть ползунки Temp и Tint в Lightroom, это некое подобие координат b и a соответственно из пространства Lab. Поэтому имейте ввиду, что температура в Lightroom вовсе не обязана совпадать с тем, что камера намерила в качестве баланса белого.

В данном случае очевидно, что на снимке присутствует желтый оттенок, то есть реальная температура освещения была меньше 3200 Кельвинов. Поскольку нас баланс белого, предлагаемый камерой, не устраивает, воспользуемся автоматическим определением, но для начала приведем яркость фотографии в норму. Чтобы нас не смущал цвет, предлагаю временно переключиться в черно-белый режим (Black&White сразу под заголовком панели Basic), установить Temp и Tint таким образом, чтобы картинка стала максимально контрастной (просто двигаете ползунки от края к краю и находите положение, в котором будет контраст максимальным, для данного снимка это 2000 и 0, соответственно), настроить экспокоррекцию, контраст, точку черного и белого. Вот как это выглядит для данного снимка.

Переключаемся обратно в цветной режим и выбираем автоматический баланс белого.

Адобовский автомат посчитал, что температура снимка должна быть 2850 Кельвинов, но все равно картинка желтит. Я специально сделал снимок под ужасным светом для демонстрации того, что не стоит полагаться на автоматику камеры и автоматический баланс белого в конвертере.

Ок. Что дальше? Можно использовать предустановленные настройки из списка баланса белого, но самая минимальная температура ламп накаливания (Tungsten) равна тем же 2850 Кельвинов (для справки, в камере 3200 К).

Остается только ручной метод. Для этого сдвигаем ползунки Temp и Tint максимально влево, а Vibrance и Saturation максимально вправо. Получим зеленую картинку, как при использовании uniWB, да еще и с максимальной насыщенностью.

Дальнейшие шаги требуют некоторого опыта, поэтому не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится.

Двигаем ползунок Tint, немного покачивая его влево вправо, до тех пор пока не пропадет зеленый оттенок.

2. После этого двигаем Temp, пока изображение не приобретет нейтральный оттенок (не синий и не желтый). У меня получилось 2150 Кельвинов. Дважды щелкаем по параметрам Vibrance и Saturation, устанавливая тем самым их в 0.

Для наглядности работы метода, я сфотографировал тот же натюрморт с теми же настройками, поместив в кадр Color Checker, и взяв баланс белого пипеткой из патча С2. При этом температура определилась как 2300, а Tint = 0.

У нас получилась разница в 150 Кельвинов (руками - 2150 и через пипетку - 2300), что довольно неплохо для ручной работы. Следует помнить, что при максимальных Vibrance и Saturation умеренно желтые оттенки кажутся крайне ядовитыми. То есть двигая ползунок Temp стоит смещать его чуть чуть в теплую сторону, но до появления жесткой желтизны. Либо можно просто добавлять сотню кельвинов к полученной температуре, как правило это работает. Я не стал этого делать, чтобы обратить на это внимание.

Задача осложняется когда приходится работать не с RAW, а с уже готовым RGB изображением (jpeg, tiff). В этом случае уже невозможно оперировать экспокоррекцией каналов. Ползунки Temp и Tint теперь имеют диапазон от -100 до +100. Сдвигая их тем же самым образом, можно добиться некоторой коррекции баланса белого, но нужно учитывать воздействие на насыщенность. Уменьшая, к примеру, в данном изображении желтизну, мы теряем насыщенность желтых предметов. Слева коррекция ББ в jpeg, справа RAW.

В случае jpeg (tif), особенно с сильной проблемой баланса белого, следует загружать изображение в Photoshop и пытаться, во-первых, сохранить детализацию, а во-вторых, восстановить цвет. Можно пытаться сделать это кривыми, но зачастую желаемого эффекта достичь трудно и даже невозможно. Но существуют джедайские методы, один из которых я кратко опишу в конце статьи (через смешивание каналов). Также хочется упомянуть про уникальный инструмент, который может облегчить жизнь в такой ситуации - 3D Lut Creator, но эти коррекции уже выходят за рамки данной статьи.

При нахождении хорошего баланса белого можно прибегнуть к технике цветокоррекции по числам, предложенной в свое время Дэном Маргулисом. Суть в следующем. Зритель способен определить посторонние оттенки на знакомых объектах. Речь о так называемых памятных цветах. То есть вовсе необязательно присутствовать при съемке, чтобы понять соответствует цвет какого-либо знакомого объекта оригиналу или нет. Кожа человека, небо, зелень (листва, трава и т.д.) не должны содержать на снимке посторонних оттенков. Существуют таблицы для цветокоррекции по числам, содержащие некие усредненные координаты в цветовых пространствах, используя которые можно достаточно точно находить баланс белого. Ниже приводятся некоторые значения для кожи человека, зелени и неба в пространстве Lab (lightness, a, b):

Телесные тона
Ребёнок 84, 12, 14
Гламур 87, 9, 11
Белая раса 77, 18, 25
Загар 69, 23, 33
Жёлтая раса 80, 14, 26
Мулат 64, 25, 34
Негр Афро-американец 25, 20, 28
Зелень
Листва/трава весной 79,-12,50
Листва/трава летом 63,-26,48
Хвоя 50,-33,35
Небо
Днём 74,-4,-32
Утром/ранним вечером 58,-4,-14
Поздним вечером 36,2,-26

Значения приведены для зоны средней освещенности (5 зона шкалы Адамса) и для нормальной насыщенности. То есть глубокие тени и яркие света, в т.ч. блики не подходят в качестве контрольных точек. Для кожи человека можно использовать область лба или щеки, для неба — середину между зенитом и горизонтом, для зелени — сторону дерева, обращённую к свету. Я использую только Lab, поскольку в этом цветовом пространстве яркостный канал выделен отдельно и не влияет на цвет, как в RGB или CMYK.

Не нужно стремиться к точному совпадению цвета с приведенными значениями. Логика должна быть следующей. Кожа человека имеет всегда положительные значения a и b, причем b немного больше, но у некоторых детей a может незначительно превышать b, тут нужно смотреть в общем на изображение, появляется ли пурпурный оттенок по всему кадру или нет. Особенно внимательным нужно быть к детям, загоравшим на солнце, поскольку кожа приобретает более красноватый оттенок. Зелень всегда имеет отрицательное значение a и положительное b (русский перевод книги Дэн Маргулиса "Современная технология цветокоррекции в phtoshop" содержит ошибку на стр.82, будьте внимательны), причем b в абсолютном значении (без знака) значительно (от 1,5 до 2,5 раз) больше a. Небо будет всегда иметь отрицательное значение b, а вот a будет стремиться к нулю. При использовании поляризационного фильтра синяя составляющая неба усиливается, и это нужно иметь ввиду.

Как в Lightroom увидеть значения контрольной точки? Во-первых, контрольных точек в этом конвертере нет, поэтому придется просто держать курсор над нужной областью изображения. А вот чтобы увидеть Lab значения, нужно переключиться в модуль Develop и щелкнуть правой клавишей мыши на гистограмме и выбрать Show Lab Colors Values. Аналогично переключение делается и в модуле ACR, там это звучит как Show Lab Colors Readouts. Конечно, неудобно использовать курсор "Лупа", но других вариантов нет. Центр плюсика лупы указывает на координаты изображения, откуда берутся значения. Ниже показаны как выглядят значения Lab для ясного неба днем.

А теперь обещанный джедайский метод. Для коррекции баланса белого в jpeg можно воспользоваться инстументом Channel Mixer. В нем можно либо подмешивать информацию из других каналов, высветляя или затемняя проблемные, а можно радикально двигать ползунок Constant в соответствующих каналах. При этом режим наложения необходимо устанавливать в Color, чтобы сохранить яркость снимка.

Для данного снимка я сдвинул Constant в канале Blue до +14% и в канале Red до -15%. Режим наложения микшера каналов - Color. Остальные корректирующие слои добавляют насыщенности и контраста (слой кривых контраста в режиме наложения Luminance). Вот и весь метод.

У Дэна Маргулиса в его классическом руководстве по фотошопу (5 издание) есть отличный пример применения смешивания каналов, правда без скриншотов, как он это сделал.

Вверху оригинал, внизу откорректированная версия. Как сделал Маргулис я в точности не знаю, я сделал так: в канале Green, Blue +60, Green +40. Для подобных сложных освещений смешивание каналов работает очень хорошо, а вот кривыми достичь подобного результата практически невозможно.

Я практически не акцентировал внимание на точной настройке. Из своего опыта могу сказать так: точной доводкой я занимаюсь, только если мне в изображении мешает какой-то оттенок, причем чтобы определить этот раздражающий фактор нужно делать перерывы и давать отдыхать глазам. В свое время мне дали хороший совет купить книги, в которых есть качественные изображения картин известных мастеров и в перерывах листать их. Это невероятно, я бы сказал даже, магическим образом воздействует на наше восприятие и после такого перерыва довольно легко находить проблемы в фотографиях.

То есть финальной стадией настройки баланса белого должен стать поиск оттенка в изображении, мешающего нашему восприятию. Нельзя долго всматриваться в изображение. Если при первом взгляде (после перерыва) посторонний оттенок не ощущается, значит его нет.

Очень часто задают вопрос, что в первую очередь нужно исправлять, баланс белого или экспозицию? Зависит от того, что проблемнее всего. Подход должен быть итеративный, т.е. в несколько проходов. Если страдает и то и другое, грубо делаем экспокоррекцию (можно в черно-белом режиме), затем грубый баланс белого, затем более точную экспокоррекцию и контраст и уже тогда более тонкую настройку баланса белого.

Надеюсь, эта статья поможет читателю в дальнейшем ориентироваться в балансировке каналов, находить посторонние оттенки и устранять их. Если остались вопросы, пишите, постараюсь ответить.

Домашнее задание

Откройте любой RAW-файл, сдвиньте ползунки Temp и Tint влево и, не пользуясь пипеткой, авторежимом и предустановленными настройками, вручную найдите баланс белого. Сравните свой ручной результат с автоматическим. Потренируйтесь на разных файлах.

Сфотографируйте серую карту и в Lightroom ткните серой пипеткой в неё, чтобы определить баланс белого. При этом обратите внимание, что в каналах a и b все равно не нулевые значения. Почему?

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить