Часто задают вопросы начинающие фотолюбители типа такого: "Как найти правильную экспозицию?". Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как нет и самого понятия "правильной" экспозиции. Разберемся с этим и даже составим некий алгоритм действий.

Я предпочитаю использовать вместо выражения "правильная экспозиция" - подходящая (или соответствующая) экспозиция, даже не стандартная, а именно соответствующая определенным условиям съемки. Стоит отметить, что для конкретных условий съемки может быть несколько вариантов комбинации параметров экспозиции. Для хорошего выбора подходящей экспозиции следует хорошо разобраться в режимах экспозамера и ограничениях параметров экспозиции.

При выборе параметров подходящей экспозиции нужно ответить на три вопроса:

1. Какой режим экспозамера выбрать?

2. Какие ограничения имеет камера для съемки данной сцены в плане освещения и готовы ли мы к съемке в таких условиях? Имеются ввиду максимально и минимально допустимые значения параметров экспотройки.

3. Какая глубина резко изображаемого пространства необходима в кадре?

Тем, кто начинает осваивать ручной режим, будет полезно сразу выставлять настройки исходя из следующих условий:

- устанавливаем сперва ISO в минимальные значения (100), если света достаточно (дневной свет), либо в максимальное рабочее значение (800-1600), если света не хватает (помещения с искусственным светом, полумрак и т.д.)

- устанавливаем диафрагму в открытое положение, если света недостаточно, либо наоборот закрываем диафрагму до f/8 в условиях хорошего освещения.

- устанавливаем выдержку в предельно длинное значение (1/60 при съемке с рук), в условиях плохого освещения, либо в короткое значение (1/500) для дневного света.

- определяем режим экспозамера. Если яркость по всему полю кадра однородная без ярких значимых объектов, выставляем матричный (оценочный) замер. Если сцена не удовлетворяет условиям работы матричного замера, выставляем точечный замер и оцениваем экспозицию по среднесерому значимому объекту в кадре.

- оцениваем динамический диапазон. Значимые детали в светах не должны выйти в пересвет, даже если при этом придется снять темный кадр, это без особого труда потом исправляется на стадии постобработки. Тенями же в любой ситуации можно жертвовать. Поэтому контролируем вылеты светов по гистограмме. При необходимости вводим экспокоррекцию.

Алгоритм действий может быть следующий (я упростил описание, поскольку читатели предыдущей версии статьи убедили меня в сложности и запутанности действий):

Предусловие: у нас имеются следующие значения экспотройки:ISO 100, f/8, 1/200 для условий с хорошим освещением (близкие к солнечному летнему дню, когда света предостаточно), либо ISO 1600, f/2.8, 1/60 для условий с недостаточным освещением. Параметры могут отличаться для разных камер и требований фотографа.

1. Определяем, что важнее: глубина резкости (переходим к п.2) или выдержка (переходим к п.3)

2. Определяем желаемую ГРИП. Чем меньше требуется глубина, тем больше диафрагма (меньше диафрагменное число), и наоборот. В условиях плохого освещения, если индикатор экспозамера уже показывает недоэкспонирование, закрывать диафрагму без поднятия ISO нельзя. В этих условиях нужно решить, что важнее: шумы или ГРИП. Как решение, можно зафиксировать камеру на штативе и увеличить выдержку, если такая возможность есть.

3. Определяем желаемую выдержку. Для съемки быстро движущихся объектов выдержка не должна быть длиннее 1/500 секунды. Для сюжетов, где нужно наоборот зафиксировать процесс движения, выдержки могут быть больше 1/30 секунды. Соответственно, в условиях хорошего освещения короткие выдержки не вызывают проблем, а вот в условиях нехватки света придется повышать ISO.

4. Вносим коррективы. Определяем жертвы: шевеленка, пересветы, шумы, ГРИП. Шевеленка не позволяет использовать выдержку при съемке с рук длиннее 1/30. Пересветы заставляют наоборот укорачивать выдержку, но, что, если выдержка и ISO минимальные, а ГРИП хочется иметь маленьким. В этом случае можно только посоветовать либо жертвовать размытием фона, либо одевать на объектив ND-фильтр необходимой плотности. Шумы не позволяют использовать выдержки длиннее 10 секунд (для разных сенсоров по-разному), и ISO выше 800. Если все же пришлось жертвовать какими-то параметрами, то сперва жертвуем диафрагмой (забываем про сильно размытый фон), затем ISO (соглашаемся на шумы), и затем уже выдержкой (соглашаемся на риск получить смазанный снимок).

Исходя из вышеописанного, самый плохой сценарий требует снимать с длинной выдержкой, повышенным ISO и закрытой диафрагмой. Разумеется, для такого сценария лучше использовать светосильные фикс-объективы. Либо рассмотреть вариант использования дополнительного освещения, например, вспышку.

С учетом того, что динамический диапазон сцены может выходить за возможности сенсора, и помня о том, что света важнее теней, можно пойти на сдвиг экспозиции до 3 ступеней и затем вытягивать детали в тенях во время обработки. То есть речь о технике ETTR.

Важно уметь находить золотую середину между шумами (ISO), ГРИПом (диафрагма и дистанция фокусировки), шевеленкой (выдержка) и падением резкости (чрезмерно закрытые или открытие диафрагмы). И решение принимать в каждом конкретном случае исходя из сюжета и условий съемки.

Следует учесть, что режим экспозамера должен соответствовать условиям съемки. Не следует, например, использовать матричный режим при использовании поляризатора и т.д. При съемке против солнца стоит задействовать точечный режим экспозамера.

Разумеется, не стоит забывать, что в условиях, когда все параметры "уперлись в потолок" нам помогают стабилизатор изображения, а лучше штатив или хотя бы монопод.

Важно научиться быстро менять настройки без подглядывания на экраны. Вся необходимая информация есть в видоискателе. С опытом приходит некоторое чутье, когда фотограф уже подсознательно понимает какие параметры экспозиции ему нужны в тех или иных условиях, остается только немного подкорректировать их, глядя на индикатор экспозамера. Поэтому тренируйтесь в ручном режиме и пытайтесь сразу выставлять все три параметра и лишь потом сверяя их с показаниями экспонометра.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить