Композитинг - это техника совмещения (комбинирования) нескольких изображений в одно. Создание коллажей, замена фона (съемка прогноза погоды на фоне хромакея) или предметов на другие - это все композитинг.

В пленочную эпоху (да и сейчас в некоторых цифровых камерах есть) использовалась техника мультиэкспозиции, когда на один и тот же кадр экспонировались разные сцены для создания оригинального изображения. К композитингу относится и панорамная техника, когда несколько кадров соединяют друг с другом для увеличения области кадра.

Gjon Mili

Также к композитингу относят технику стекинга. Стекинг - это техника совмещения нескольких изображений с одинаковой областью кадра (композиционная составляющая не изменяется), но различающимися параметрами съемки, в одно, что позволяет заменить в итоговом изображении нежелательные области информацией из удачных кадров.

Самым ярким примером стекинга является съемка с брекетингом экспозиции для создания изображений с широким динамическим диапазоном (HDR). Брекетинг - это сдвиг одного из параметров настроек, в частности экспозиции. В большинстве случаев используется автоматический брекетинг, встроенный в камеру. Часто при этом кадры снимаются с различной выдержкой, реже с различной чувствительностью ISO. Далее эти кадры нужно соединить, например в Photoshop. Можно использовать встроенный механизм Photoshop через File->Automate->Merge to HDR Pro, можно воспользоваться сторонним плагином каким-нибудь. А можно все сделать руками, используя технику Exposure Fusion. Поскольку я планирую посвятить теме HDR отдельную большую статью, здесь лишь кратко рассмотрим два способа совмещения фотографий через Exposure Fusion.

Exposure Fusion через яркостные маски. Идея очень простая. Размещаем полученные фотографии на слоях, внизу самый темный и чем выше слой, тем светлее экспозиция. Я предпочитаю открывать из Lightroom через Edit In->Open as Layers in Photoshop, выделив сразу все необходимые фотографии. Далее необходимо выровнять слои относительно друг друга даже если съемка велась со штатива, Edit->Auto Align layers. Выбираем самый верхний слой, переключаемся на палитру Channels, зажимаем Ctrl и щелкаем по иконке композитного канала (RGB). Далее щелкаем на иконку создания маски слоя в палитре Layers. Полученную маску нужно инвертировать (Ctrl+I). Таким образом мы взяли с верхнего слоя всю детализацию в тенях и проигнорировали света. Теперь выбираем текущий слой с маской и нижележащий слой и через Ctrl+G объединяем в группу. Проделываем снова тоже самое уже с полученной группой и так до тех пор пока не останется один нижележащий (самый темный слой). Далее можно поиграться с прозрачностью слоев для получения желаемого результата. Вместо композитного канала в ряде случаев стоит выбирать какой-либо из каналов, но стоит избегать использовать шумные каналы, например, синий при дневном свете.

Exposure Fusion через функцию Blend If. Подход тот же самый, только теперь маска скрыта в настройках слоя. Располагаем слои также, как и в предыдущем способе. Дважды щелкаем по вехнему слою. В разделе Blend If для текущего слоя (This Layer) точку белого через зажатый Alt нужно разделить на две части и увести левую часть до точки черного. Тем самым мы проявляем светлые области из нижележащего слоя (более темного). Затем объединяем текущий слой с нижележащим в группу и уже для группы повторяем те же действия с Blend If. Проделываем снова тоже самое уже с полученной группой и так до тех пор, пока не останется один нижележащий (самый темный слой).

Нужно понимать, что такой способ снижает контраст в изображении, поэтому далее необходимо этот контраст восстановить. Мне не нравятся картинки с явным сюрреалистическим "HDR-эффектом", поэтому я прибегаю к плагинам из Color Efex Pro от Nik Software: Detail Extractor + Pro Contrast. В Pro Contrast двигаю Diynamic Contrast в максимум.

Съемка с брекетингом фокуса или съемка с фокус-стекингом используется для расширения зоны резко-изображаемого пространства. Причем, используется эта техника не только в макро-фотографии. С таким же успехом она используется и в пейзажной съемке, и в других жанрах. Рассмотрим эту технику на примере. Тренироваться будем на кошках (С). Композиционные и прочие художественные аспекты не обсуждаем. Я даже конвертировать из RAW решил с умолчательными установками, без изменений.

Снимок сделан с очень близкой дистанции, ввиду чего даже если зажать в максимум диафрагму, зона резко-изображаемого пространства все равно не будет вмещать всех кошек. Выход заключается в съемке нескольких кадров, постепенно смещая фокус в ту и другую сторону, а затем эти кадры будут объединены в один средствами Photoshop или других программных средств. Итак, снимаем пять кадров.

Далее открываем Photoshop и через File->Scripts->Load Files into Stack открываем сделанные снимки. Сразу следует поставить галочку Attempt to Automatically Align Source Images, которая выровняет снимки относительно друг друга. Эту опцию следует использовать даже если при съемке использовался штатив. Но иногда выравнивание вредит и если стек собирается достаточно плохо, а съемка производилась со штатива с предварительно поднятым зеркалом и используя спусковой тросик, то можно попробовать собрать стек без выравнивания.

Затем выбираем все полученные слои и открываем диалог сборки стека через Edit->Auto-Blend Layers.

Указываем опцию Stack Images и жмем OK. В результате у каждого слоя создается маска. Получим следующий результат.

Обратите внимание на границы между кошками, особенно между ближайшей и следующей за ней. Видны ореолы. Суть проблемы в следующем. Зона резко изображаемого пространства в данном случае колеблется в пределах 4-6 мм. Соответственно в данном случае необходимо было сделать не 5, а гораздо больше снимков, полагаю порядка 30, чтобы добиться хорошего результата.

Техника фокус-стекинга применима для относительно статичных объектов. Вполне можно обходиться без штатива, снимая с рук в режиме серийной съемки проворачивая при этом кольцо фокусировки. Но для этого нужна тренировка, поэтому не надейтесь, что с первого раза у Вас получится такой фокус.

Помимо Photoshop на рынке имеются достаточно продвинутые программные продукты для сборки фокус-стекинга: Helicon Focus и Zenere Stacker. Желающие могут почитать мнение Дмитрия Евтифеева об этих программных продуктах (ссылка ниже).

Техника стекинга используется также для снижения шума на фотографиях. Но об этом поговорим как-нибудь в следующий раз.

Дополнительные материалы:

Александр Войтехович. HDR и с чем его едят

Сергей Ершов. Exposure fusion

Максим Подтопельный. Exposure fusion

Преимущества стекинга

Разные виды стекинга. Уменьшение шумов с помощью стекинга средствами Photoshop.

Д. Евтифеев - Стекинг: программные методы «сшивки» изображений

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить