Несмотря на то, что работа встроенного экспонометра достаточно хорошо расписана в руководствах к камерам, у подавляющего большинства фотолюбителей совершенно остутствует понимание того, как он работает, а значит и как грамотно его использовать. А между тем, это единственный инструмент который может помочь точно и без ошибок определить необходимые параметры экспозиции.

Любая снимаемая сцена имеет определенную яркость. Экспонометр позволяет определить точное количество света, необходимое при экспонировании кадра для того, чтобы яркость снимка соответствовала яркости снимаемой сцены. Ошибочные параметры экспозиции приводят к тому, что получаемый снимок выглядит либо темнее, либо светлее оригинала. Строго говоря, экспонометр не определяет баланс белого и вообще не занимается оценкой цвета, однако некоторые современные устройства, например, от компании Sekonic, занимаются в том числе и этими задачами.

Экспонометры, встроенные во все современные фотоаппараты, замеряют яркость отраженного от предметов света (говорят "по яркости"). Внешние экспонометры, которые также имеются в продаже, позволяют кроме замера отраженного света, замерять падающий свет (говорят "по освещенности"). Замер падающего света точнее замера отраженного, поскольку исключается ошибка, связанная с отражательной способностью объектов съемки. То есть мы можем направить внешний экспонометр на снимаемый объект и замерить экспозицию точно также как это делает любой фотоаппарат, а можем поднести экспонометр к объекту и направить на источник света (закрыв окно замера специальной крышкой), замеряя падающий свет. Поскольку светочувствительность ISO цифровых камер условно соответствует стандартам светочувствительности фотопленок, внешние экспонометры, использовавшиеся во времена пленочной фотографии, пригодны и для цифры. Поэтому можно смело использовать советские Ленинграды и прочие.

Зеркальные камеры используют TTL-экспонометры, которые выполнены в виде датчика (RGB+IR metering sensor на картинке), размещаемого на пентапризме, который замеряет яркость изображения, проецируемого на фокусировочный экран. TTL (Through the lens) означает, что датчик оценивает экспозицию через объектив. Беззеркальные камеры экспозицию оценивают непосредственно с помощью сенсора (матрицы).

Датчик TTL-экспонометра разбит на зоны, каждая из которых замеряет свой участок снимка. Полученная информация от этих зон обрабатывается процессором и в соответствии с выбранным режимом, выдается результат экспозамера. Соответственно, чем больше зон экспозамера, тем точнее он работает. Существуют два основных режима - матричный и точечный. Остальные режимы являются вариацией точечного замера с расширением зоны замера и коэффициентами взвешенности.

Точечный режим замеряет экспозицию в конкретной точке, обычно в центральной.

Матричный (или оценочный) режим замеряет экспозицию во всех зонах. Затем электроника камеры пытается найти похожие замеры в своей базе, которая может насчитывать более тысячи измерений и выдает готовый рецепт параметров экспозиции. При этом учитываются также точки фокусировки и именно этим областям отдается предпочтение. Этот режим не годится для оценки экспозиции сцен с выраженной неоднородной яркостью. То есть, если в сцене присутствуют большие перепады яркости, яркие источники света, лучше прибегнуть к точечному режиму.

Флэшметр - это экспонометр, который позволяет оценить экспозицию при использовании импульсного источника света. Вспышка является импульсным источником. В профессиональных фотостудиях используют внешние флэшметры, которые замеряют падающий свет на модель. Встроенные экспонометры фотоаппаратов также являются флэшметрами и способны замерять экспозицию при использовании встроенной или внешней вспышки. Перед срабатыванием вспышки, камера дает вспышке команду сделать небольшой маломощный и практически незаметный импульс (предпых). Экспонометр замеряет экспозицию сцены и решает с какой мощностью должна сработать вспышка. Эта технология получила название E-TTL у Canon и iTTL у Nikon.

Во множестве источников можно прочитать, что датчик экспозамера калиброван на яркость, соответствующую отраженному свету от поверхности 18% серого объекта. А также, что 18% - это значение, получение при замере кожи европеойда. Самое печальное, что многие профессиональные фотографы тоже верят в эти заблуждения. Начнем с того, что кожа среднего незагорелого европейца светлее серой карты минимум на полстопа. Далее нужно понять, откуда взялось вообще 18% серого. А взялось из стандарта ANSI. Среднесерый вычисляется по формуле:

где Emax принимает равным 1, а Emin - наименьший стоп экспозиции, который можно запечатлеть на фотоматериале. Во времена Анселя Адамса считалось, что фотографическая широта фотопленки, которая позволяла запечатлеть все значимые детали снимаемой сцены равнялась 6 стопам, в то время как при печати фотоснимка можно было отобразить 5 стопов. Отсюда Emin = 1/32 (1 стоп - 1/2, 2 - 1/4, 3 - 1/8, 4 - 1/16, 5 - 1/32). А среднесерый соответственно получает 18%.

Всем известную серую карту действительно печатают с 18% серым. Ансель Адамс свято верил в 18% и вслед за ним в это магическое число поверила большая часть фотографов всего мира. А теперь если взять и сфотографировать серую карту во весь кадр с нормальной экспозицией, т.е. бегунок встроенного экспонометра будет находиться ровно посередине, а затем взглянуть на гистограмму, то обнаружится, что пик на гистограмме будет вовсе не посередине, а примерно на полстопа или стоп ярче! Проблема заключается в том, что производители экспонометров калибруют экспонометры не по 18%. Производители использовали 6 стопов при расчетах.

Таким образом, нужно помнить, что замеряя экспозицию по серой карте, получаемый кадр будет на стоп ярче! Так или иначе выполнять экспозамер нужно на среднесерых объектах. Это не означает, что нужно искать именно серые объекты. Нужно находить в кадре среднеяркостные объекты. Это может быть кожа человека, может быть сухой асфальт, листва, трава. Важно научиться видеть среднесерые объекты.

Очень важно научиться правильно работать с экспозамером. Это поможет точно определять экспозицию и не заниматься мучительными коррекциями на стадии постобработки фотографий.

Дополнительные материалы:

Экспозиция для цифровых фотографов

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить