Приветствую всех, кто решил прочитать этот сборник статей по фотографии. Здесь собраны материалы, которые объединены общей идеей - предоставить читателям необходимую и достаточную информацию, которая либо не раскрыта совсем, либо не полно или запутанно в официальных инструкциях к фотоаппаратам. В сущности, это конспект лекций и заданий для практической работы в типичной фотошколе. Конечно, существует достаточно много хороших книг и Интернет-ресурсов, где можно почерпнуть эти знания. Здесь я делюсь своим опытом с оглядкой на классические учебники, руководства и различные статьи авторитетных авторов.

Для кого предназначен этот курс? Несомненно, он будет полезен тем кто впервые приобрел зеркальную камеру (или беззеркальную, далее БЗК) и имеет некоторые трудности с пониманием инструкции или как действовать в тех или иных ситуациях. Официальные руководства и инструкции к камерам от большинства производителей не содержат базовых знаний в фотографий. Подразумевается, что пользователь уже знает, что такое параметры экспозиции и т.п.. И именно это толкает пользователей идти обучаться в различные фотошколы. Я никоим образом не хочу никого убеждать, что следует избегать обучений в фотошколах. Напротив, это может послужить очень хорошей отправной точкой для последующего совершенствования. Но настоятельно рекомендую, перед тем как идти заниматься, ознакомиться с той базой знаний, которая доступна бесплатно и которая действительно необходима для освоения этой крайне интересной области искусства. Также, я адресую свои статьи фотографам, стремящимся совершенствовать свои знания. Очень много нюансов часто можно обнаружить даже в самых банальных вопросах. Технические тонкости цифровой фотографии порой сбивают с толку даже маститых пленочников с огромным стажем, поскольку существует довольно много особенностей, которые скрываются производителями из маркетинговых соображений.

Я не склонен утверждать, что знаю все, и даже соглашусь, что могу иметь заблуждения в определенных вопросах. Поэтому, читая мои статьи или материалы других авторов, всегда сомневайтесь в написанном. Более того, сомневайтесь в написанном в официальных инструкциях. Очень часто люди делают неправильные выводы, потому, что невнимательно читают тексты или неправильно истолковывают написанное. Проверяйте все на практике. Только практика, эксперименты и определенный опыт помогут достичь относительного совершенства.

Немаловажно: у читателя должно быть твердое желание освоить работу камеры на профессиональном уровне и получать качественные снимки. Мне часто приходится сталкиваться с людьми, снимающими серьезными дорогими зеркалками в полном автомате. Искренне не понимаю этих людей. С другой стороны, многие покупают зеркалки из соображений, что качество получаемых снимков улучшится. Да, техническое качество изображений даже недорогих зеркалок превосходит любые "мыльницы". Но одних только автоматических возможностей недостаточно для того, чтобы делать хорошие снимки, особенно в нестрандартных условиях съемки.

Какими же качествами должна обладать хорошая фотография? Есть два аспекта этого вопроса: технический и художественный. Можно еще выделить смешанный художественно-технический.

1. Художественный критерий. То, с чего начинается фотография, с идеи, задумки автора. Это поиск сюжета и выстраивание композиции. Это то, что происходит до нажатия на кнопку спуска.

2. Технический критерий. Это безупречная экспозиция, отсутствие пересветов и провалов в тенях, точная фокусировка, достаточная резкость, отсутствие цифрового шума, точная цветопередача.

3. Художественно-технический критерий заключается в управлении глубиной резкости и освещением. Сюда же можно отнести постпродакшен, т.е. обработка фотографий (цветокоррекция и внесение, при необходимости, серьезных изменений в изображение).

Очень часто фотолюбители уделяют много внимания второму и иногда третьему вопросу и всячески игнорируют первый. В результате их фотографии вызывают только разочарование. Недостаточно делать качественные с технической стороны фотографии со слабым содержанием и, наоборот, гениальные по содержанию, но имеющие технические проблемы.

Очень важно развивать в себе хороший вкус, изучая работы известных художников и фотографов. Без этого вряд ли возможно создать шедевр. Я лично не верю в природный талант. Но уверен, что упорством и трудом можно достичь больших успехов.

Это третья редакция курса. После анализа возникающих проблем у читателей предыдущих редакций, а также в ходе дискуссий с коллегами было решено немного переработать материал, акцентировав внимание на потенциальных проблемах при съемке. Курс разделен на два: базовый для начинающих и продвинутый для тех, кто уверенно снимает в любых условиях в ручном режиме, но все же не хватает более углубленных знаний. Даже если вы считаете себя продвинутым фотографом, с большой вероятностью вы найдете много интересного в базовом курсе. Курс состоит из коротких статей, их можно изучать раздельно друг от друга. Но рекомендую все же изучать материал последовательно. Статьи написаны в справочном виде. То есть я постарался исключить "воду" и дать только самые нужные сведения, описания и советы. Обратите внимание, что в статьях приводятся ссылки на другие ресурсы, где можно почерпнуть дополнительную информацию, которую я счел хорошо изложенной и без заблуждений.

Сразу оговорюсь, большая часть материала посвящена именно зеркальным камерам, и я буду в основном приводить примеры, используя оборудование Canon (да простят меня владельцы камер других фирм), однако, в целом информация актуальна для пользователей любых камер, причем необязательно зеркальных.

Первым делом, хотелось бы рассказать о необходимости покупки различных аксессуаров к вашей камере. К сожалению, затраты не заканчиваются на покупке камеры и объектива, а только начинаются :). Мне очень нравится фраза: "Хочешь разорить друга? Подари ему зеркалку!". Я приведу 10 самых необходимых аксессуаров и расположу их в порядке приоритета:
1. Набор по уходу за оптикой. Обязательно нужно иметь с собой "чистящий карандаш", который продается в любом фотомагазине. Этот нехитрый аксессуар поможет оперативно в полевых условиях удалить с оптики любые несложные загрязнения типа следов от пальцев (дети очень любят, например, потрогать переднюю линзу в момент съемки :), поэтому обязательно нужно использовать защитный фильтр (см. п.5). Также можно приобрести средство с мягкими тряпочками для протирки передней и задней линзы (очень бережно относитесь к задней линзе, её покрытие достаточно легко повредить при грубой чистке). Очень полезным аксессуаром может оказаться чистящая резиновая груша, которая способна сдуть пылинки с поверхности и даже с сенсора камеры. Вполне подойдет обычная аптечная спринцовка - существенно дешевле специализированной груши из фотомагазина.
2. Защитные пленки на ЖК-экран (дисплей в нотации Canon) просмотра и ЖК-экран настроек (сверху обычно как у Canon 5D). Пленки такие же как для смартфонов, можно самую дешевую. Цель - защитить пластик от износа (царапины, потертости и т.п.).
3. Сумка (рюкзак) для фотоаппарата. Нужно учитывать, что со временем в этой сумке скорей всего появится дополнительный объектив, внешняя вспышка, светофильтры, объективы также могут снабжаться блендой и прочее. Поэтому я не рекомендую покупать сумку только "под камеру с одним объективом", но с другой стороны такая сумка удобна в путешествиях, когда вы обременены другими вещами для переноски. Хорошим вариантом может стать фото-рюкзак на спину. Мне лично нравятся сумки фирмы LowePro или Benro - хорошее соотношение цены и качества. Посмотрите у них на сайте варианты сумок и подберите для себя подходящий.
4. Внешняя вспышка. К сожалению, встроенные вспышки, используемые в условиях недостаточной освещенности (практически в любом помещении) только ухудшают снимки (почему, будет рассказано в отдельной статье). Поэтому, внешняя вспышка - это крайне необходимое устройство. Чем раньше вы приобретете её, тем лучше. Для владельцев Canon рекомендую SpeedLite 600 RT. Можно, конечно, присмотреть дешевые аналоги от Yongnuo, например, тут вопрос решается индивидуально исходя из финансовых соображений. 600 RT я рекомендую из-за наличия радио-синхронизатора "прямо на борту", и пускай в настоящее время нет камер, оснащенных этим встроенным передатчиком, думаю в ближайшее время стоит ожидать появления таких камер (а продавать и покупать новую вспышку - дело затратное, поверьте мне).
5. Защитный фильтр для объектива. Если у вас объектив дороже 300$, настоятельно рекомендую купить к нему защитный фильтр. Это специальное стекло в оправе, накручивающееся на объектив спереди. Рекомендую не дешевить в этом вопросе, так как некачественный фильтр может рассеивать и отражать часть и без того драгоценного света. Обратите внимание на фильтры японских фирм Hoya или Marumi - хорошее соотношение цены и качества.
6. Флеш-карты. Начинающему фотолюбителю будет достаточно одной флеш-карты, но в любом случае, рекомендую сразу покупать максимальной емкости (более 16 Гб, как минимум) и класс скорости записи не меньше 6 (а лучше 10). Обращаю внимание, что ряд недобросовестных фирм (не стану делать антирекламы) на упаковке указывают класс скорости 10 и мелким текстом на обороте уточняют "скорости чтения". Это не одно и то же. К сожалению, многие продавцы о такой особенности либо не знают, либо предпочитают умалчивать. Стоит заметить, что флешки могут выходить из строя по разным причинам. Поэтому, возможно, Вам лучше подойдет вариант использования нескольких флэшек маленького размера. Чтобы в случае порчи одной из них это не сильно сказывалось на результате. Профессиональная камера 5D Mark III обладает двумя слотами флэшек и имеет возможность дублирования записи на оба носителя. Это позволяет избежать проблем с выходом из строя одной из флэшек.
7. Запасной аккумулятор. Я многократно сталкивался с тем, что у аккумулятора заканчивается заряд в самый неподходящий момент. Очень часто большая фотосъемка происходит спонтанно, когда нет времени зарядить полностью аккумулятор. Поэтому я всегда ношу с собой запасной заряженный.
8. Внешний жесткий диск. Хранить все фотографии на компьютере крайне опасно из-за вероятности гибели по каким-либо причинам вашего компьютера. Не нужно надеяться на всякие антивирусы и прочее. Компьютер может просто отказать, в том числе, и по "железным" причинам, например, гибель жесткого диска. Очень печально осознавать, что фотографии прошлых лет безвозвратно утеряны. Восстановление с убитых жестких дисков - услуга крайне дорогая и не гарантирующая полное восстановление данных, дешевле обезопасить себя покупкой отдельного жесткого диска и сохранять данные (бэкапы) на нем.
9. Штатив. Начинающему фотолюбителю он вроде бы не нужен. Но это только кажется на первый взгляд. Я еще расскажу в следующих статьях про трясущиеся руки, съемку автопортрета, ночного пейзажа или, вообще, съемку с длинной выдержкой. В ряде случаев будет удобным использование монопода вместо трипода. Лично я имею и тот и другой. Могу порекомендовать фирмы Manfrotto и Benro.
10. USB-кардридер. Очень полезное устройство. Я полностью отказался от использования USB-шнура для камеры, т.к. во-первых, кардридер позволяет отобразить флеш отдельным диском в системе в отличии от подключения со шнуром (речь про камеры Canon), во-вторых можно его всегда использовать для просмотра файлов с других флеш-карт (например, отличных от SD) на компьютерах, не оснащенных встроенным кардидером (например, нетбуки, ноутбуки, планшеты и другие). Представьте, что Вам в кафе дают поглядеть фотографии с microSD на вашем планшете и вы легко соглашаетесь, ведь у вас есть USB-кардридер в вашей сумке с фотоаппаратом!

Возможно, в дальнейшем ваш парк фотооборудования пополнится новыми объективами, светофильтрами, дополнительным оборудованием для освещения или просто внешними вспышками, стойками, различными держателями, зонтами, софтбоксами, отражателями, рефлекторами, фонами... Все зависит от ваших запросов и финансовых возможностей.

Итак, цель курса - помочь фотолюбителям систематизировать знания, серьезно повысить качество своих снимков, как в техническом, так и в художественном исполнении. Я не даю гарантий, что после прочтения Вы будете знать все, что требуется хорошему фотографу. По себе могу сказать, познавая мир фотографии уже многие годы, я все еще учусь. Если не каждый день, то каждую неделю я открываю для себя что-то новое. Этим мне и нравится фотография.

Успехов Вам!

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить