Приведу несколько полезных рекомендаций, которые помогут быстрей освоить базовые навыки.

1. Сразу про автоматические режимы хочется сказать. Избегайте их на начальном этапе обучения! Ведь вы хотите научиться фотографировать или просто тупо нажимать на большую кнопочку? Проблема в том, что автоматика готова взять на себя все, что можно, причем во многих ситуациях работает она не так как ожидалось от неё. Фотолюбители в этих ситуациях начинают винить камеру и производителя, хотя на самом деле просто нужно хорошо представлять, как работает автоматика и в каких случаях её можно применять, а в каких нет (либо совсем, либо помогая ей определенными настройками камеры). То есть существует парадокс. С одной стороны, автоматика маркетологами ориентирована на неподготовленного пользователя, чтобы всячески ему помочь. С другой стороны, эффективно автоматикой могут пользоваться только грамотные фотографы. Поэтому, для себя оставьте право использовать только режимы AV, TV и M (A,S и M у Nikon соответственно). Я не прошу сразу фотографировать в режиме M. Начните с режима AV (приоритет диафрагмы). Этот режим позволит снимать с нормальной экспозицией, меняя всего лишь диафрагму, а выдержка и ISO (если вы установили ISO в AUTO) будут подобраны автоматикой камеры. Я достаточно часто снимаю в этом режиме в условиях, когда свет меняется очень быстро, например, в солнечный день с переменной облачностью, переключаясь, если нужно, в ручной режим M. Режим AV позволяет легко управлять глубиной резкости, размывая задний план, тем самым отделяя объект съемки, на котором сфокусировались, от фона. Попробуйте перевести полностью свой зум-объектив в длиннофокусный режим (вытянуть "хобот"), открыть полностью диафрагму и сфотографировать кого-нибудь с близкого расстояния, и вы поймете в чем сила управления глубиной резкости. Режим TV (приоритет выдержки) - это крайне редко используемый режим. Он интересен для съемки с проводкой или съемки быстрых и динамичных сюжетов. Ручной режим M - это ваша цель. Для начала попробуйте понять, как определяет автоматика камеры выдержку и ISO в режиме AV, и, запомнив значения, переключайтесь в режим M, выставляйте эти значения руками и делайте снимок. Постепенно вы придете к тому, что, анализируя данные индикатора величины экспозиции, будете за считанные секунды выставлять экспозицию, отвечающую вашим потребностям, а не прихотям автоматики.

2. Снимайте снимки только в RAW формате. RAW - это необработанный цифровой негатив. JPEG - это уже обработанный файл, плохо поддающийся коррекции. В RAW формате можно забыть про баланс белого (его всегда можно без каких-либо потерь откорректировать позже в RAW-конверторе). Соответственно баланс белого необходимо ставить всегда в AUTO. Если камера и будет ошибаться, что довольно редко будет происходить, это не страшно. Также в случае установки некорректной экспозиции на стадии постобработки можно "вытащить" информацию из RAW до 2-3 стопов экспозиции, что дает возможность исправлять ошибки экспозиции (затемненные или, наоборот, пересветленные снимки). Но не стоит злоупотреблять этой возможностью. Одна из ошибок начинающих - это игнорирование хорошей экспозиции при съемке в RAW. Восстановление информации из недодержанных кадров чревато потерей глубины цвета, шумами и в целом страдает детализация, контраст и т.п. Поверьте, возможности RAW позволяют сделать любую фотографию гораздо лучше и интереснее по сравнению со штатной внутрикамерной обработкой.

3. Старайтесь снимать только с использованием видоискателя. Если все же необходимо снимать с использованием экрана просмотра, необходимо закрывать видоискатель специальной крышкой, которая предотвращает попадание внутрь камеры паразитного света, который может привести к неправильной экспозиции кадра.

4. Первое и самое главное, что необходимо освоить - это выставление правильной экспозиции. Нужно разобраться с тремя параметрами: диафрагма, выдержка и чувствительность ISO. Далее нужно понять, как именно замерять освещенность встроенным экспонометром, т.е. на какие области наводить экспозамер. Важно понять, что в автоматических режимах экспонометр непрерывно устанавливает параметры экспозиции в камере даже при нажатии кнопки спуска наполовину. И это одна из причин установки неправильной экспозиции при перекомпоновке кадра. Правильный алгоритм такой: сфокусировались на объекте, нажав кнопку спуска наполовину, выбрали область средней освещенности, нажали фиксацию экспозиции (кнопка *), перекомпоновали кадр и только тогда нажали кнопку спуска до конца. Первая проблема, с которой сталкиваются начинающие фотолюбители - это пересветы и темные снимки. С этой проблемой нужно научиться справляться. Особенно сложно фотографировать в ясный солнечный день, когда солнце в зените и камера из-за своих ограничений просто не может вместить весь динамический световой диапазон. Обходить эту проблему мы тоже научимся, но позже. Наберитесь терпения.

5. Существует понятие "золотого часа". Это период времени в течении одного часа после восхода солнца и перед закатом, когда солнце находится максимально низко и дает мягкий рассеянный свет, в отличии от резкого и полуденного. В это время снижается контраст и пропадает риск потерь деталей в тенях и в пересветах. Пофотографируйте в это время, и вы убедитесь, как разительно отличаются снимки сделанные при полуденном свете от снимков, сделанных в "золотой час". Для точного определения времени "золотого часа" можно использовать интернет-ресурс www.golden-hour.com/ или приложения для смартфонов, например бесплатное Exsate Golden Hour.

6. Старайтесь не использовать встроенную вспышку. Единственное, когда её имеет смысл поднимать - съемка в солнечный день с расстояния менее трех метров для того чтобы тени подсветить. В данном случае, правило "не снимать против солнца" забудьте.

7. Запомните следующую фразу: "Чтобы создать интересный свет, вы должны создать интересные тени". Эта фраза взята из очень хорошей книги для стробистов. Фотографию создает свет (фотография переводится дословно как "светопись"). Но человеку зачастую сложно понять как устроен окружающий мир, но мы отчетливо видим тени. Обращая внимание именно на тени мы можем делать красивую картинку и наоборот (меня всегда веселил фотожаргон типа "сопля", "проваленные глаза" и другие)

8. Печатайте свои лучшие фотографии на больших форматах (достаточно 20*30 см). Ничто так не впечатляет как отпечатанные снимки на бумаге. К сожалению, качество многих мониторов оставляет желать лучшего. Конечно, в идеале нужно иметь хороший откалиброванный монитор с IPS-матрицей для работы. Без него обработка фото просто немыслима. Но даже самый супер-пупер монитор не заменит живых отпечатанных снимков. Существует, правда, проблема с поиском хорошей фотолаборатории. К сожалению, даже при наличии профессионального оборудования, операторы то ли не обладают квалификацией необходимой, то ли из соображений экономии не проводят калибровку, не знаю. Пробуйте печататься в разных лабораториях и найдите оптимальную по качеству для себя.

9. Фотографируйте везде и всегда. Чем чаще вы делаете снимки, тем быстрее вы наберете необходимый опыт. Не бойтесь совершать ошибки. Берите камеру с собой, куда бы вы не отправлялись. Берите на работу с собой, фотографируйте коллег. В обед прогуляйтесь, сделайте пару-тройку снимков архитектуры или ландшафта, людей и пр.. После каждой съемки в спокойной обстановке загрузите снимки на компьютер. Просматривая их попытайтесь представить, что это не ваши снимки, и сами себя критикуйте, что не так не этих фото, чтобы вы улучшили, "если бы вы снимали эти кадры".

10. Отключите все настройки камеры, "улучшающие" снимки. Всю необходимую коррекцию нужно брать в свои руки и выполнять на компьютере на этапе постобработки. Я приведу свой список "отключалок" (для камер Canon):

- Beep: Disable
- Lens aberration correction (Peripheral illumination: Disable, Chromatic aberration: Disable)
- Auto Lighting Optimizer: Disable
- Picture Style: Neutral
- Long exposure noise reduction: Disable
- High ISO speed noise reduction: Disable
- Highlight tone priority: Disable

А теперь пару слов о том, что нужно сделать фотографу перед тем как нажать кнопку, т.е. сделать кадр. Первым делом нужно ответить на вопрос: "Зачем?". В этом лаконичном слове скрывается сразу несколько вопросов:

- кто заказчик и каковы его требования?
- что является объектом съемки?
- соответствуют ли условия съемки требованиям?

Второй вопрос будет: "Как?"

Даже если заказчиком выступает сам фотограф (фото для себя, своего портфолио и т.д.), в любом случае, существуют требования к результату, исходя из которых можно отвечать на вопрос "Как?": задавать настройки в камере, подбирать экспозицию, корректировать свет вспышкой, если нужно и т.д. Далее нужно четко понимать, что является главным объектом в кадре, выделять его композиционно, в том числе при помощи света, цвета, фокусировки. Важно удалять из кадра все, что может отвлекать внимание зрителя. Часто бывает, что условия съемки просто не соответствуют ожиданиям и в таких случаях, возможно, лучше перенести съемку на более благоприятное время и даже место.

Исходя из изначальных требований нужно правильно выстраивать тактику обработки фото на компьютере. К примеру, для репортажных фотографий это будет легкая обработка, заключающаяся в основном в коррекции баланса белого, экспозиции и усиления резкости и контраста. А для бьюти-сессии помимо этого будет ретушь кожи, пластика, додж-энд-бёрн и прочие манипуляции, более трудоемкие и для таких работ требуется более качественный подход к условиям съемки.

Призываю Вас сразу начинать думать над тем, что Вы хотите получить в кадре. Снимки должны быть осмысленные. Интернет просто переполнен совершенно неинтересными банальными снимками. Instagram, к примеру, - величайшая фотопомойка всех времен и народов. Если в вашем портфолио будут неинтересные снимки, пусть со сверхкачеством, лучше такое портфолио удалить, поскольку оно будет характеризовать вас как плохого фотографа. Учитесь удивлять людей каждым своим кадром, учитесь находить необычное, завораживающее. Находите свои образы, будьте оригинальными, а не одним из миллионов владельцев фотокамер.

Домашнее задание

Если Вы встретили в тексте этой статьи новые и незнакомые слова, смысл которых не совсем понятен, выпишите их на листочек и хотя бы бегло ознакомьтесь с ними, используя поиск в Интернете. В любом случае, все они будут рассмотрены в этом курсе.

Сделайте снимки одного и того же сюжета в режиме AV с одной и той же диафрагмой и ISO в полдень и в "золотой час", желательно без облаков. Можно попросить для этого кого-нибудь из родных или знакомых попозировать. Сравните снимки. Сделайте снимок в полдень в ясную погоду и в облачную. Сравните снимки.

Конечно же, мы не можем влиять на погоду и полностью зависим от её прихотей. Возможно это задание получится сделать позже.

Перечитайте рекомендацию 7. В ней заложена очень важная мысль.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить