Мы рассмотрим зеркальные (ЗК) и беззеркальные камеры (БЗК), с типичными конструкциями, наиболее распространенными на сегодняшний день. И начнем с классического зеркального фотоаппарата.

Зеркальные фотоаппараты в английском имеют свою аббревиатуру - DSLR - т.е. Digital Single Lens Reflex, что в переводе означает Цифровой Однообъективный Зеркальный (фотоаппарат). Возможно, вы слышали, что бывают двухобъективные фотоаппараты, но их мы не рассматриваем. Вот как выглядит типичная конструкция ЗК:

Свет проходит через объектив (1) и отражаясь от зеркала (2) проецируется на фокусировочном экране (5). Это изображением можно наблюдать через видоискатель (7). Пентапризма (6) позволяет перевернуть изображение для удобства наблюдения. В момент снимка зеркало (2) специальным механизмом поднимается вверх и прижимается к фокусировочному экрану (5), открывается затвор (3) на время выдержки и свет попадает на сенсор (матрицу) (4). Из-за того, что зеркало (2) поднимается и прекращает отражать свет в пентапризму (6), мы не видим изображение в видоискателе во время экспонирования сенсора. Кроме того, все современные камеры снабжаются встроенным экспонометром, который чаще всего располагают чуть выше видоискателя. Экспонометр через специальную линзу сквозь пентапризму снимает изображение с фокусировочного экрана. Также зеркальная камера снабжается системой фазового автоофокуса, датчик которого находится в нижней части фотокамеры, под зеркалом. Объективы имеют устройство диафрагмы, которое позволяет регулировать относительное отверстие, через которое свет попадает на сенсор. Внутри объектива расположено несколько линз, зачастую их количество превышает 10 и даже 20. С одной стороны, чем больше линз, тем хуже, с другой стороны, сложные оптические схемы объективов позволяют минимизировать оптические искажения.

Зеркальные камеры позволяют снимать в двух режимах: через видоискатель и в режиме LiveView, т.е. через LCD-экран камеры. Чем же отличаются эти режимы? Через видоискатель вы наблюдаем оптическое изображение, проецируемое на фокусировочный экран через зеркало (если не используется электронный видоискатель, о котором поговорим позже). В режиме LiveView, зеркало прижимается к фокусировочному экрану (в видоискатель уже нельзя видеть изображение), открывается затвор и сенсор начинает считывать световой поток, при этом электроника камеры постоянно пересчитывает изображение и выдает его на LCD-экран. Думаю, понятно, что в режиме LiveView матрица и в целом электроника камеры нагревается, что сказывается на качестве снимка (повышается шум, страдает цвет и детализация). Кроме того, энергия аккумулятора расходуется быстрее. При съемке в режиме LiveView необходимо закрывать видоискатель специальной крышкой, чтобы предотвратить попадание света через видоискатель внутрь камеры. Зеркало, прижимаемое к фокусировочному экрану, является полупрозрачным и через него проходит свет.

ЗК, работающая в режиме LiveView ничем не отличается от БЗК. Поэтому кратко рассмотрим конструкцию БЗК.

У БЗК отсутствует система зеркал и пентапризма. А также отсутствует встроенный экспонометр и датчик фазового автофокуса. Роль экспонометра и датчика фокуса выполняет матрица. БЗК могут снабжаться электронным видоискателем и это очень удобно, особенно при съемке в яркий солнечный день. Существуют камеры, которые используют электронный затвор, т.е. механический затвор отсутствует, что значительно удешевляет фотоаппарат.

Кроме того, существуют дальномерные камеры, в которых изображение наблюдается не через объектив, а через отдельное смотровое окно. В дальномерных камерах существует проблема незначительного несоответствия того, что видит фотограф через видоискатель и того, что в действительности проецируется на сенсор, а значит и попадает в кадр (это эффект называется явлением параллакса). И тем не менее многие профессионалы предпочитают камеры Leica из-за их компактности и исключительного качества.

Я сейчас уже не склонен утверждать, что профессионалы стремятся в своей работе использовать только зеркальные камеры, однако на сегодняшний день DSLR имеет ряд преимуществ перед своими коллегами:

1. Возможность оптического наблюдения через видоискатель
2. Быстрый фазовый автофокус
3. Внушительный внешний вид

Как бы не смешно выглядел последний пункт, но профессиональный фотограф, который снимает свадьбу на компактную БЗК в глазах клиента выглядит дилетантом, когда рядом снимает любитель зеркалкой с большим объективом. Как это не печально, но такова суровая правда жизни и фотографы обязаны таскать с собой эти килограммы, порой и не всегда необходимые. БЗК способны выдать не менее качественные фотографии, чем их зеркальные собратья. На www.dxomark.com можно посмотреть какие БЗК превосходят зеркалки и по каким именно критериям.

Вернемся к зеркальным камерам и кратко рассмотрим пентапризму. Вот так выглядит оптический видоискатель с пентапризмой в Canon EOS 80D.

На фокусировочном экране проецируется зеркально перевернутое изображение, полученное через объектив камеры. Пентапризма позволяет развернуть его. Взгляните как это происходит:

Я полагаю, что читатель уже догадался, что и на сенсор изображение проецируется тоже перевернутым. Разворотом изображения перед записью в файл занимается программное обеспечение камеры и дополнительных манипуляций никаких не требуется.

Необходимо пару слов сказать про сенсор. Стремление пользователей камер иметь как можно больше мегапикселей на сенсоре никак не дает спокойно спать маркетологам. Появились уже и 30 и даже 50 мегапиксельные камеры. Только вот размер физический как был у фулфреймов 24 на 36 мм, так и остался. То есть размер пикселя, например у Canon EOS 5Ds уменьшился до 4,1 мкм!!! А это означает, что, если раньше дифракционный предел у камер мы достигали на диафрагмах 11-16, то теперь уже на 8!!! На сегодняшний день можно говорить, что гонка мегапикселей достигла своего предела, поскольку объективов, способных разрешить новые сенсоры просто не существуют и в ближайшем будущем относительно дешевых и массовых таких объективов не предвидится. То есть можно купить, скажем, 100 мегапиксельную камеру и она даст ровно такую же детализацию, что и 50 Мп.

Итак, в общих чертах разобрались с устройством зеркальной камеры. Сейчас же приведу некоторые рекомендуемые настройки, которые нужно выставить в камере (настройки описываются для камер Canon, в камерах сторонних производителей те же настройки могут звучать по-другому, но смысл практически не меняется).

Повторюсь о том, что нужно отключить сразу:

- Beep: Disable
- Lens aberration correction (Peripheral illumination: Disable, Chromatic aberration: Disable)
- Auto Lighting Optimizer (Автокоррекция яркости в русском меню): Disable
- Picture Style: Neutral
- Long exposure noise reduction: Disable
- High ISO speed noise reduction: Disable
- Highlight tone priority: Disable

А теперь рекомендуемые настройки:

1. Image quality - RAW (размер максимальный). Забываем про jpeg.
2. Red-eye reduction (Красные глаза) - откл. Подавление это не нужно, так как предпых вспышки сокращает зрачки у людей, и от этого глаза становятся мягко говоря необычными.
3. White balance - AWB. При съемке в RAW данная настройка не актуальна, можно использовать автоматику вполне спокойно. Все ошибки можно будет исправить при обработке.
4. Color space - Adobe RGB. При съемке в RAW эта настройка действует только на создание JPEG-миниатюры, которая в т.ч. используется при построении гистограммы. Цветовое пространство sRGB меньше Adobe RGB, потому для более качественного контроля по гистограмме лучше использовать Adobe RGB.
5. ISO speed settings - авто - Макс:400. Это значение актуально для кроп-камер. Для полнокадровых камер (5D, 6D,1D) допустимы значения 1600 и даже 3200. Не позволяйте камере автоматически увеличивать ISO, для того чтобы избежать шумов. Если нужно увеличить чувствительность, это необходимо делать вручную. Minimum shutter speed следует задать не менее 1/60 - это предотвратит появление шевеленки в кадре при съемке с рук.
6. Aspect ratio (Соотношение сторон) - 3:2. Наиболее распространенный формат.
7. Highlight alert (Выделение переэкспонированных зон) - разрешено. Помогает видеть пересветы, особенно в солнечную погоду, когда сложно оценить глазом картинку на экране просмотра.
8. Histogram display - Brightness (Яркость). Как работать с гистограммой будет рассказано позже.
9. Playback grid - для съемки с использованием ЖК-дисплея удобно включить Отображение сетки - Сетка 1#. Помогает размещать объекты на "золотом сечении".

Некоторые другие настройки будут еще обсуждаться в других статьях.

Дополнительные материалы:

Wikipedia - Однообъективный зеркальный фотоаппарат

Компактные и зеркальные камеры

Домашнее задание

При дневном свете (солнце должно быть позади) установите фотоаппарат на штативе или неподвижно на любой поверхности, сделайте снимок глядя через видоискатель. Переведите камеру в режим LiveView и сделайте снимок не закрывая видоискатель. Сравните результаты.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить