Наиболее распространенный формат файлов, в котором удобнее всего передавать свои файлы клиентам или выкладывать в Интернет это безусловно JPEG. Именно в этом формате чаще всего фотолаборатории принимают файлы для печати. JPEG позволяет эффективно сжимать изображения, при этом значительно уменьшая занимаемый размер на носителе в байтах (не путать в разрешением).

Современные камеры, и даже некоторые смартфоны, позволяют снимать как сразу в формате JPEG, так и сохранять данные в так называемом формате RAW. Также можно сохранять одновременно и JPEG и RAW, если места на флэшке не жалко. Я, за редким исключением, всем советую снимать всегда в RAW-формате и уже в дальнейшем преобразовывать из RAW в итоговый JPEG или прочие форматы, готовые для просмотра на компьютере. В этой короткой статье я подробно приведу все аргументы "за" и "против" использования RAW.

Не рассматриваются варианты сжатия форматов (как RAW, так и JPEG), поэтому далее подразумевается сжатие информации без потерь, т.е. без сжатия.

Аргументы "Против" RAW-формата:

1. Занимаемый размер файла. Файлы формата RAW имеют существенно больший размер, который зависит от разрешения матрицы и на сегодняшний день занимают в среднем от 15 Мбайт и могут достигать 100 и более Мбайт. Соответственно, в длительное путешествие мы будем вынуждены закупать достаточное количество флэшек большой емкости или иметь отдельное устройство хранения файлов с возможностью копировать на него свои фотографии. JPEG формат же имеет размеры в среднем от 3 до 40 Мбайт при тех же размерах изображения. Запись файлов больших размеров на носитель требует повышенного класса скорости записи (не менее 10), из-за чего может страдать скорострельность фотокамеры.
2. Необходимое программное обеспечение. Для многих форматов RAW требуется RAW-конвертер, поддерживающий этот формат. Формат JPEG уже готов к просмотру практически на любом компьютере или даже телефоне или планшете без каких-либо дополнительных манипуляций, поскольку этот формат стандартизирован и не нуждается в каких-либо кодеках или настройках. RAW же определяется каждым производителем по своему усмотрению и кроме того, многие нюансы просто не раскрываются и держатся в секрете.
3. Раскодирование RAW происходит значительно медленнее чем JPEG.
4. RAW-формат не является единым и стандартизированным. У каждой фирмы производителя RAW-формат используется свой (CR2 - у Canon, NEF - у Nikon и т.д.). Единственно стандартизированный формат DNG (разработан Adobe) используется в камерах Leica, Pentax, Hasselblad, Samsung, Ricoh. Хочется надеяться, что в будущем и Canon с Nikonом подтянутся.
5. Работа с RAW-форматом требует определенной квалификации. То есть преобразование в тот же JPEG обычно требует определенных знаний и навыков, впрочем иногда можно преобразование делать без внесения каких-либо изменений в параметры конвертации.

"За" RAW-формат:

Фактически, все "за" сводятся к расширенным возможностям постобработки изображения. RAW-формат содержит исходную необработанную "сырую" информацию, снятую с матрицы и предоставляет все возможности по обработке такой информации.

1. Практически все последние камеры создают 14-битный RAW, в отличии от 8-битного jpeg, и в связи с этим содержит гораздо большее количество полутонов. Исходя из этого
1.1 RAW позволяет достаточно кардинально манипулировать яркостями в изображении, исправляя экспозицию, и/или вытаскивать детали из теней и светов. JPEG в этом плане предоставляет довольно ограниченные возможности.
1.2 В линейном представлении RAW позволяет хранить до 14 стопов экспозиции в динамическом диапазоне. JPEG позволяет без тональной компрессии хранить только 8 стопов.
1.3 RAW позволяет прибегать к различным техникам, сжимающим тоновый диапазон, вплоть до HDR, типа двойной (тройной) конвертации, тональной компрессии и т.п.
1.4 RAW может использовать более широкое цветовое пространство (близкое к ProPhoto), тогда как в jpeg принято использовать пространство для web (sRGB).
2. Отсутствие необходимости жесткого контроля баланса белого во время съемки. RAW использует баланс белого как настройку внутри файла, которую можно изменять по своему усмотрению без какого-либо вреда для изображения. В JPEG можно тоже управлять балансом белого, но есть определенные ограничения.
3. Благодаря разбалансу каналов в RAW можно более эффективно восстанавливать пересветы, используя информацию из уцелевших каналов.
4. RAW не имеет гамма-коррекции. Т.е. в случае необходимости можно внести поправки. В JPEG гамма-коррекция уже выполнена, и попытки исправить её чреваты серьезными потерями.
5. RAW не имеет артефактов, вызванных кодированием JPEG. RAW имеет возможности произвести демозаику разными алгоритмами для достижения различных результатов.

RAW позволяет исправлять с определенными оговорками некоторые ошибки, допущенные при съемке. С jpeg тоже можно работать, особенно если есть хорошие навыки и опыт цветокоррекции, но возможности RAW несомненно выше. Формат JPEG, как это ни странно, предъявляет больше требований к навыкам и опыту фотографа, в частности к правильному выбору экспозиции и баланса белого.

Существует распространенное заблуждение, что RAW не является форматом изображения. В качестве аргумента приводят обычно то, что файлы RAW, особенно новых камер нельзя просто взять и открыть в штатном просмоторщике операционной системы. Хорошо, но тогда давайте говорить, что определенные файлы видео, пожатые специальными кодеками, которые нельзя просто так взять и открыть на компьютере не являются видео-файлами. Но ведь они открываются там, где есть установленный видео-кодек! Другой аргумент, это то, что RAW, в отличии от форматов bmp или tiff, содержит некий массив данных, который нужно преобразовать в вид, пригодный для показа на экране. ОК. Но ведь и jpeg нужно преобразовывать! Он тоже не содержит привычных RGB данных. JPEG кодируется через YCbCr. Самое примечательное, многие RAW-форматы построены на базе структуры формата TIFF. И еще один аргумент, то, что "правильный" алгоритм декодирования известен только производителю, который держится в секрете, а значит признать RAW форматом изображения нельзя. Но алгоритм ведь существует и не следует утверждать, что он "правильный". Но об этом мы будем разговаривать, когда будем рассматривать RAW-конвертацию. Пока же запомните, RAW - это формат изображения, но воспринимат его следует как цифровой негатив, которому требуется проявка.

К великому сожалению, многие фотолюбители воспринимают RAW как формат, которому все по плечу. Можно снимать как попало, а потом все на этапе постобработки вроде как можно все "вытащить" и исправить. Это неправильный подход. RAW - это не повод для игнорирования хорошей и точной экспозиции. Многие к этому приходят только с опытом. Поэтому сразу откажитесь от такого подхода. Единственное, на что можно "забить" при съемке в RAW - это баланс белого. Установите его в Авто и забудьте про этот параметр до этапа постобработки.

Дополнительные материалы

Илья Борг. RAW - изображение или нет?

Dispelling a Myth: Viewing RAW is Impossible

Домашнее задание

Задайте в настройках неверный баланс белого, например, при дневном освещении установите температуру ламп накаливания, задайте съемку одновременно в формате RAW и JPEG (если это невозможно, снимите два одинаковых кадра). Сделайте снимки, загрузите файлы в конвертер (фирменный или Adobe Lightroom, Capture One и т.п.). Исправьте баланс белого и сравните результаты при 100% увеличении.

Сделайте снимки с недодержкой в два стопа (можно в режиме Av выставить настройку экспокоррекции в -2 стопа). Загрузите файлы в конвертер и постарайтесь исправить экспозицию (добавьте 2 стопа). Сравните результаты, обратите внимание на тени.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить