Сразу хочется сказать о двух вещах, которые вводят в заблуждение начинающих фотографов. Это треугольник экспозиции и экспотройка.

В 1990 году вышла книга Брайна Петерсона (Bryan F. Peterson) под названием "Understanding Exposure: How to Shoot Great Photographs with Any Camera", в которой был опубликован треугольник фотографии (photography triangle). Возможно, подобные схемы были и до него разработаны, но широкое распространение получили именно благодаря Брайну. За котороткое время книга стала бестселлером (и не мудрено с таким-то многообещающим названием!), а треугольник фотографии с помощью других уже авторов превратился в треугольник экспозиции (exposure triangle). Проблема заключается в том, что треугольник включает ISO, который строго говоря, к эспозиции никакого отношения не имеет.

Вот пара примеров таких треугольников:

Бытует также понятие экспотройки. Но на самом деле, существует только экспопара и нет никакой экспотройки! Однако, эти понятия настолько укоренились в понятийном аппарате фотолюбителей, что, кажется, с этим бороться стало бессмысленно. И в некоторых моих статьях, которые я писал относительно давно, также можно встретить экспотройку. Но давайте теперь разбираться с этим.

Фотография создается под воздействием света. В момент нажатия на кнопку спуск, затвор сдвигает шторки открывая доступ к свету светочувствительному материалу. В этот момент происходит экспонирование светочувствительного материала. Экспонирование (от лат. exponere - выставлять напоказ) - это засвечивание пленки или сенсора цифровой камеры.

Экспозиция - это количественная мера света, падающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени. Падающий свет на сенсор регулируется только двумя параметрами: диафрагмой и выдержкой. Диафрагма задает отверстие, через которое свет попадает на сенсор, а выдержка - время, на которое открывается затвор и, соответственно, время засвечивания фотоматериала.

А что же такое ISO? И почему его стали считать частью экспозиции? ISO для пленки определяет чувствительность, или скорость, с которой происходит почернение материала. А для сенсора цифровой камеры попросту коэффициент усиления сигнала на выходе. Этим усилением занимается АЦП. Чувствительность же самого сенсора, как и пленки всегда остается одинаковой. ISO никак не влияет на экспозицию. На экспозицию влияют тольк выдержка и диафрагма. Но ISO очень связана с этими понятиями и определяет сколько именно необходимо экспонировать сенсор. Поэтому и возник треугольник экспозиции и экспотройка. Эти три параметра фактически зависимы друг от друга и для определения экспозиции в современных камерах необходимо уточнять все три параметра (если мы не указываем один из них в auto-режим). То есть, это вопрос удобства.

Теперь более подробно рассмотрим выдержку, диафрагму, ISO, а также еще несколько важных понятий.

Вспомним какой-нибудь ретро фильм, в котором в фотоателье фотограф, снимая на павильонную камеру произносит фразу: "А сейчас вылетит птичка!", при этом снимает крышку с объектива на несколько мгновений и одевает обратно. Вот эти самые "несколько мгновений" и есть выдержка. Фотографы тех времен знали сколько требуется времени для экспонирования слайда в тех или иных условиях.

Давайте представим гипотетически существующую цифровую камеру, в которой автоматика определяет только параметр выдержки. Пусть это будет самая дешевая камера в мире, у которой фиксирована чувствительность и нет устройства изменяющего диафрагму, т.е. диафрагма всегда будет максимальной. Итак, в нашем распоряжении есть только один инструмент, влияющий на результат снимка - выдержка. Выдержка при включении всегда выставляется в 0 (1/60 секунды). Допустим мы сделали снимок в сумерках, наш снимок получается крайне темным. То есть количества света не хватает для "нормально экспонированного" кадра, или по-другому говорят, кадр недодержан, недоэкспонирован. И чтобы сделать снимки светлей мы увеличиваем выдержку (увеличиваем время попадания света на матрицу) в 2 раза, до 1/30 и делаем кадр. Если этого недостаточно снова увеличиваем выдержку. Познакомимся с понятием стоп (или шаг экспозиции). Стоп - это мера изменения экспозиции. Изменение в один стоп - это изменение количества света в два раза (не важно, уменьшение или увеличение). Когда мы снимаем в полдень, наши снимки получаются чересчур пересвеченными и чтобы сделать их темнее мы сокращаем время на 1 стоп (в 2 раза), до 1/125.

Итак, мы познакомились с выдержкой - временем, в течении которого свет попадает на светочувствительный материал. В современных зеркальных камерах "рабочий" диапазон выдержек такой (в долях секунд): 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000. Это, конечно, не весь доступный диапазон, имеются и более короткие и более длинные выдержки, я лишь перечислил наиболее используемые. Также многие камеры поддерживают промежуточные выдержки, то есть когда последующая отличается не в два раза, а есть возможность задать более точное значение. Иногда, это путает начинающих фотографов при расчетах экспозиции. Будьте внимательны. Итак, чтобы увеличить яркость снимка мы увеличиваем выдержку и наоборот, чтобы уменьшить яркость снимка, мы уменьшаем выдержку.

Представим теперь, что у нас имеется более дорогая камера, в которой есть объектив с возможностью уменьшать величину отверстия, через которое свет попадает на сенсор камеры. В объективах, существует конструкция, состоящая из нескольких лепестков, которые наезжая друг на друга, сужают отверстие объектива, через которое свет попадает на сенсор. Эта конструкция изменяет диафрагму - отверстие, регулирующее количество света, попадающего на светочувствительный материал. Таким образом, уменьшив отверстие в два раза мы бы сделали снимок более темным, возможно добившись бы приемлемого результата.

Иногда фотографы диафрагму грубо называют "дыркой". Возможно, это слово более доступнее для понимания :). Итак, для того, чтобы увеличить яркость снимка мы открываем диафрагму, чтобы уменьшить - закрываем. Шаг изменения диафрагмы также отличается в два раза. Как "отче наш" нужно заучить следующий диафрагменный ряд: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, где 1 - это полностью открытая диафрагма, а значит света проходит больше, 16 (бывает и меньшее диафрагменное число) - закрытая диафрагма, а значит света поступает меньше всего. Значения эти отличаются в 1,4 (корень из двух) раза. Более подробно работу с диафрагмой мы еще рассмотрим в отдельной статье.

Сразу хочется отметить, что при диафрагмах меньше 11 (16, 22 и т.д.) наблюдается падение резкости, глубины цвета и контраста, поэтому не стоит использовать эти значения.

Теперь, после того как мы разобрались с этими двумя важными параметрами экспозиции (выдержкой и диафрагмой), познакомимся с очень важным законом под названием "закон взаимозаместимости" (закон Бунзена - Роско). Применительно к экспозиции заключается он в следующем: изменение одного из параметров (выдержки или диафрагмы) эквивалентно пропорциональному изменению другого параметра. Например, увеличение выдержки в два раза при неизменной диафрагме будет равносильно увеличению диафрагмы (открытию дырки) при неизменной выдержке в два раза. И наоборот, закрытие диафрагмы равносильно уменьшению выдержки на то же количество ступеней.

Вернемся к ISO. До появления цифровых фотокамер снимая на фотопленку фотографы использовали только два параметра: выдержку и диафрагму. Чувствительность ISO была жестко заложена при производстве пленки. То есть можно было купить пленку для съемки при ярком дневном свете ISO 100 или для вечерней съемки ISO 400. В цифровых камерах можно менят ISO, не меняя сенсора! И это очень здорово!

Светочувствительность фотоматериала определяется параметром ISO (100, 200, 400, 800, 1600 и т.д.). Чем чувствительнее материал, тем "быстрее" он воспринимает свет. Это означает, что увеличение ISO практически равносильно увеличению выдержки или открытию диафрагмы и наоборот. Повторюсь, параметр ISO на самом деле не изменяет чувствительность сенсора. Этот параметр указывает во сколько раз требуется усилить полученный с сенсора сигнал. Следует знать, что повышение ISO ведет к появлению шума (цветового и яркостного), чего следует по возможности избегать. Поэтому ISO имеет смысл поднимать только в тех случаях, когда нет возможности увеличить выдержку, например, из-за риска получить смазанный кадр (шевеленку), или когда диафрагма максимально уже открыта.

Теперь, оперируя знаниями о трех параметрах, влияющих на экспозицию и о законе взаимозаместимости, попробуем решить несколько задач. Чувствительность обозначается ISO, выдержка - S, диафрагма - A.

1. Что нужно сделать при темном снимке при заданных ISO=100, S=1/125, A=2,8, не меняя ISO и A, чтобы увеличить экспозицию на три ступени?
Ответ: из доступных к изменению есть только выдержка, значит увеличиваем её на три ступени, т.е. 1:1/60, 2:1/30, 3:1/15. Т.е. выдержку нужно установить в 1/15 сек.

2. Как при заданных ISO=200, S=1/60, A=5.6 уменьшить экспозицию на одну ступень, не меняя величины диафрагмы?
Ответ: нужно уменьшить либо ISO=100, либо S=1/125.

3. Как при заданных ISO=200, S=1/30, A=4 не меняя экспозиции сменить диафрагму до 5.6.
Ответ: Нужно увеличить либо ISO=400, либо S=1/15. Учитывая величину длинной выдержки, предпочтительней увеличивать ISO.

4. Как не меняя величины экспозиции при заданных ISO=100, S=1/15, A=11 уменьшить выдержку в четыре раза?
Ответ: Так как S должна стать равной 1/250, нужно увеличить либо ISO, либо A, либо и то и другое одновременно.
Вот несколько вариантов: ISO=100 и A=2.8, ISO=200 и A=4, ISO=400 и A=5.6, ISO=800 и A=8 и т.д.

5. Как при заданных ISO=400, S=1/60, A=8 не меняя экспозиции сменить диафрагму до 2.8.
Ответ: Нужно уменьшать либо ISO, либо S, либо и то и другое. Изменить нужно на 3 ступени
Вот несколько вариантов: ISO=400 и S=1/500, ISO=200 и S=1/250, ISO=100 и S=1/125.
Есть еще варианты, которые могут применяться для уменьшения выдержки: ISO=800 и S=1/1000, ISO=1600 и S=1/2000 и т.д.

Если Вам не очень понятны решения этих задач, перечитайте снова статью. Понимание зависимости параметров экспозиции, наверное, самая трудная тема в фотоделе, но самая важная. Приведу еще один пример, отражающий суть закона взаимозаместимости. Разные значения экспозиции могут задавать одну и ту же её величину. Например: ISO(200), S(1/125), A(5.6) = ISO(100), S(1/60), A(5.6) = ISO(100), S(1/125), A(4) = ISO(200), S(1/60), A(8) = ISO(200), S(1/250), A(2.8) = и т.д.

Встроенный экспонометр в камере позволяет достаточно точно определять параметры экспозиции при условии, что замер производится на так называемом среднесером объекте, в качестве которого может выступать кожа человека (европеойда), сухой асфальт и т.п. Очень важно научиться правильно пользоваться экспозамером.

Во времена пленочной фотографии было очень популярным правило шестнадцати, которое позволяло без экспонометра определять необходимую эскпозицию. Суть его в следующем: при съемке в яркий солнечный день нормальная экспозиция для сцены с усредненной отражательной способностью достигается при диафрагме f/16 и выдержке, знаменатель которой равен значению ISO. То есть для ISO 200 выдержка будет равна 1/200 сек. Для облачной погоды диафрагма будет равняться f/11, для пасмурной f/8, для очень пасмурной f/5.6. В сумерках диафрагма будет равняться f/4. Используя это правило и закон взаимозаместимости можно уже заранее установить необходимые настройки экспозиции.

Более подробное объяснение параметров экспозиции и их влияние на конечный результат будет дано в отдельных статьях в разделе, посвященном экспонометрии.

Домашнее задание

Попытайтесь попрактиковаться с математикой экспозиции. Пытайтесь в ручном режиме менять настройки ISO, S и A, находя эквивалентные экспозиции с замыливанием фона и наоборот максимально расширяя глубину резкости в кадре. Сфотографируйте, например, портрет при дневном свете при диафрагме 16, ISO=200, выдержку подберите, ориентируясь на показания экспозамера камеры (примерно в пределах 1/60-1/200). Далее меняйте значение диафрагмы и подстраивайте для неё остальные параметры, сохраняя изначально найденную экспозицию. Сравнивайте изображения, анализируйте размытие переднего и заднего плана. Экспериментируйте таким же образом с выдержкой и ISO.

Определите максимальную выдержку, при которой еще не наблюдается шевеленка (размытие в кадре из-за дрожания камеры в момент экспонирования), обычно это в районе 1/60 секунды, а также выдержку, при которой уже можно заморозить любое движение кадра (подсказка - это 1/500 секунды, попробуйте опровергнуть это, засняв что-нибудь очень быстрое и динамичное).

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить