Вы уже познакомились в статье про фокусные расстояния с изменением перспективы на различных расстояниях от объекта. Теперь мы рассмотрим другие искажения, которые возникают вследствие многочисленных преломлений света в объективе, а именно аберраций - отклонений свойств реальных объективов от теоретических идеальных оптических схем. Аберрации условно делят на хроматические и геометрические. Я не стану вас утомлять законами геометрической оптики, а приведу лишь один важный вывод: аберрации уменьшаются 1 - при закрытии диафрагмы объектива, 2 - при стремлении цвета изображения к монохроматическому и при нахождении точки, излучающей (отражающей) свет, ближе к главной оптической оси.

Хроматические аберрации (далее ХА) - артефакты оптического свойства, выражающиеся в виде цветной каймы на контрастных границах. Проиллюстрируем это на фотографии.

Мы видим кайму на контрасте. Вообще ХА, проявляются, как правило, на контрастных переходах.

Разберем в общих чертах природу этого явления. Белый свет, проходя через оптическую систему разлагается на составляющие цветные лучи и в результате изображение предмета в пространстве изображения искажается. На схеме показана физика этого явления.

Данная проблема исправляется ахроматическими линзами.

Уровень хроматических аберраций пропорционально зависит от величины фокусного расстояния и диафрагмы. Т.е. чем больше отверстие и ФР объектива, тем больше ХА.

Дисторсия - это изменение линейного увеличения по полю зрения. Более понятней это определение становится при использовании двух терминов - "Подушка" и "Бочка". Взгляните на рисунок из трех кадров. На первом показан кадр с нормальной (нулевой) дисторсией, на втором показана "Подушка", а на третьем "бочка".

Современные программы позволяют бороться с этим видом искажений, используя информацию в файле об используемом объективе. Например, в Adobe Lightroom я всегда импортирую снимки с включением этой коррекции. Данное искажение также зависит от изменения фокусного расстояния и диафрагмы.

Виньетирование - это ослабление освещенности от центра к углам кадра. Характерно для широкоугольных объективов, телеобъективов, а также для оптических систем с большой светосилой. Изображение ниже иллюстрирует причину возникновения виньетирования.

На камерах Canon можно включить автоматическую коррекцию виньетирования через меню "Коррекция периферийной освещенности". Также можно коррекцию выполнить на этапе постобработки, например, в Adobe Lightroom. Сравните два кадра, слева имеется виньетирование. Справа тот же кадр, но с корректировкой виньетирования. Если внимательно присмотритесь к углам, увидите на левом кадре легкое затемнение.

Зачастую можно встретить различные способы добавления виньетирования на этапе постобработки для придания художественности фотографии. Поэтому является ли виньетирование дефектом или наоборот художественным приемом - вопрос относительный и должен решаться в каждом конкретном случае персонально. При уменьшении диафрагмы эффект виньетирования падает.

Падение разрешения от центра к краю кадра присутствует практически во всех объективах, где-то больше, где-то меньше. Смазанные и нечёткие края кадра - признак низкого оптического разрешения объектива по краю. К сожалению, с этим искажением бороться практически невозможно. На этапе покупки объектива нужно внимательно изучить его характеристики путем чтения его MTF-диаграммы, причем как на сайте официального производителя, так и у сторонних независимых тестировщиков. Линии этой диаграммы дадут четкий ответ о падении разрешения. О диаграммах MTF будет рассказано в продвинутом курсе.

В любом случае падение разрешения должно быть симметричным, и если при покупке объектива вы видите (нужно обязательно выполнять тестовые снимки перед покупкой прямо в магазине), что одна сторона, например, более мыльная, чем другая - это признак брака, либо объектив уже разбирали и пытались чинить.

Дополнительные материалы:

О семи аберрациях простыми словами

Домашнее задание

Отключите, если включено, в меню камеры коррекцию периферийной освещенности объектива. Постарайтесь найти и заснять объект с контрастными очертаниями, используйте фон для создания контраста. Посмотрите внимательно на границы объекта, постарайтесь понять при каких условиях возникают хроматические аберрации.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить