Выдержка - это интервал времени, в течении которого свет экспонирует матрицу фотоаппарата. По большому счету, выдержка не влияет ни на что, кроме экспозиции, при этом является основным её инструментом. Вы, наверное, видели в ретро-фильмах, когда фотографы после магической фразы "... а сейчас отсюда вылетит птичка!" замысловатым движением руки на некоторое время снимали крышку с объектива на старых фотокамерах. Именно так регулировали выдержку в старые времена! В современных камерах эту задачу выполняет затвор. Поэтому поговорим о затворах.

В большинстве современных фотокамер устанавливаются фокальные шторно-щелевые затворы. Другие типы затворов рассматривать не будем. Интересующиеся смогут всю информацию без труда найти в Интернете. Коротко стоит упомянуть об электронных затворах, которые применяются в компакт-камерах (они же цифромыльницы). Выдержка регулируется программно считывая за определенный промежуток времени информацию с сенсора. Все остальное время матрица принимает свет для отображения картинки на экране камеры. Такая технология позволяет удешевить камеру, принося в жертву долговечность сенсора (могут раньше появиться битые пикселы, например, и др. проблемы).

Фокальным называется затвор потому, что располагается он непосредственно перед сенсором практически в фокальной плоскости. Шторно-щелевой говорит о его принципе действия. Вот так он выглядит.

Понимание работы затвора очень важно при съемке со вспышкой, а также быстро движущихся объектов. Итак, принцип действия шторно-щелевого затвора заключается создании бегущей узкой щели вдоль кадра в течении времени выдержки. Конструкция состоит из корпуса, внутри которого размещаются две шторки (открывающая и закрывающая), а также электромеханического устройства. Каждая из шторок в свою очередь состоит из четырех (могут использоваться и пять и три, но чаще четыре) лезвиеподобных пластин - ламелей, плотно прилегающих друг к другу. Шторки напоминают веер, чтобы сложить шторку, все ламели нужно собрать друг над другом. Открывающая шторка размещается снизу, закрывающая сверху, итого в затворе присутствуют 8 ламелей. На рисунке сверху затвор показан в закрытом положении (не взведен).

Возможно, вы вспомните, что старые пленочные камеры необходимо было взводить после каждого кадра, при этом, перематывалась пленка и взводились пружины затвора. В современных камерах взвод затвора происходит автоматически специальным электроприводом. В исходном (взведенном) положении открывающая шторка полностью и плотно закрывает площадь кадра, а закрывающая убрана (сложена) вверх. В момент нажатия кнопки спуска, поднимаются зеркала (основное и фокусирующее) и открывающая шторка начинает собираться вниз, а закрывающая по истечению заданной выдержки начинает раскрываться сверху. Шторки опускаются вниз под воздействием пружин. Время, за которое шторки опускаются вниз фиксировано, оно не меняется никак и это исключительно механический процесс.

Вот тут возникает у многих справедливый вопрос: неужели шторка умудряется сложиться со скоростью 1/8000 секунды? Нет, она складывается со скоростью выдержки синхронизации (для некоторых камер 1/200 секунды, для других 1/250 секунды). Откуда же берутся выдержки короче выдержки синхронизации?

Так вот, если при выдержках длиннее выдержки синхронизации раскрывающаяся шторка сразу и полностью убирается вниз, а по истечению времени выдержки закрывается штрока сверху, то для коротких выдержек затвор начинает опускать верхнюю шторку еще до того, как нижняя полностью сложится. В результате затвор открывает не полностью кадр, а создает узкую щель между шторками, бегущую сверху вниз. Чем короче выдержка - тем меньше щель. И это действительно ювелирно-точная работа! При этом щель эта бежит с той же скоростью (1/200 сек). Например, камера с выдержкой синхронизации в 1/200 сек. имеет самую короткую выдержку в 1/8000 сек. Теперь посчитаем необходимую ширину щели: 24(высота кадра в мм)*200/8000=600 мкм, что для многих камер примерно составляет около сотни пикселей. При этом скорость хода шторок будет 0,024*200=4,8 м/сек.

Повторим, что после пробегания щели по кадру затвор взводится в исходное положение таким образом, что щели при этом не возникает и свет соответственно на матрицу не попадает: закрывающая шторка убирается и складывается вчетверо вверх за площадь кадра, открывающая обратно закрывает полностью кадр.

На картинке показана работа шторного затвора.

При съемке в режиме LiveView происходит следующее: зеркало поднимается, затвор полностью раскрывает сенсор камеры, опуская нижнюю шторку, позволяя получить изображение на экране, а после нажатия на кнопку спуска, затвор закрывает сенсор опуская верхнюю шторку, затем производится взвод затвора поднимая обе шторки вверх, это позволяет "обнулить" сенсор и только после этого снова опускается нижняя шторка, опускается верхняя шторка, производя экспонирование сенсора. Таким образом снимая в режиме LiveView ресурс затвора снижается в два раза, кроме того, возникает небольшая задержка спуска по времени, необходимая на закрытие и взвод затвора. Это еще одна причина по которой я не устану повторять - снимайте в видоискатель. Думаю, понятно, что этой же проблемой страдают беззеркальные камеры, поскольку на них работа возможна только в режиме LiveView.

При съёмке быстро движущихся объектов на коротких выдержках шторный затвор искажает их изображение. Оно, в зависимости от направления движения объекта по отношению к фотоаппарату, несколько суживается по ширине, или верхние части изображения слегка смещаются по отношению к нижним. Такие искажения слабо заметны и не играют роли при обычном фотографировании. Но их надо учитывать при технической или научной съёмке. Это явление называется временной параллакс.

Я уже упомянул, что затворы обладают ограничением самой короткой выдержки. От этой самой короткой выдержки можно построить обратный ряд стопов выдержки, т.е:

1/8000 сек.; 1/4000 сек.; 1/2000 сек.; 1/1000 сек.; 1/500 сек.; 1/250 сек.; 1/125 сек.; 1/60 сек.; 1/30 сек.; 1/15 сек.; 1/8 сек.; 1/4 сек.; 1/2 сек.; 1 сек.; 2 сек.; ...

На практике используют другие обозначения:

8000; 4000; 2000; 1000; 500; 250; 125; 60; 30; 15; 8; 4; 2; 1 сек.; 2 сек.; ...

Соответственно сопоставляя этот ряд с диафрагменным рядом можно легко рассчитывать значения для нужной экспозиции и применять закон взаимозаместимости. В обоих этих рядах разница между соседними значениями называется стопом(stop) или ступенью.

Напомню закон взаимозаместимости: изменение одного из параметров экспозиции на определенное количество стопов эквивалентно обратному изменению другого параметра на то же количество стопов. Для расчетов можно использовать следующий график (честно говоря у меня глаза разбегаются от этого графика и считаю его полезным только на стадии изучения экспонометрии, на практике он вряди ли кем-то используется, так как проще на пальцах посчитать нужные значения экспозиции)

По вертикали отложены значения диафрагм, по горизонтали выдержки. Каждая синяя линия показывает эквивалентные сочетания выдержек и диафрагм, а также величину экспозиции.

Теперь Вы должны уже хорошо владеть двумя самыми важными инструментами экспозиции: выдержкой и диафрагмой. Умение правильно подбирать нужные значения - залог успеха Ваших фотографий.

Дополнительные материалы:

Вот несколько видео, в которых показано в замедленной съемке как работает затвор.

Домашнее задание

Вспомните правило шестнадцати из статьи "Экспозиция. Общие сведения". Поупражняйтесь в законе взаимозаместимости, т.е. изменяя диафрагму на какое-либо значение изменяйте выдержку сохраняя при этом ту же экспозицию.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить