Экспозицию в цифровой фотографии определяют три параметра: диафрагма, выдержка и чувствительность ISO, вместе называемые экспотройкой. Эти параметры взаимнообратны. То есть при увеличении одного из них, для сохранения экспозиции необходимо уменьшать другие (под диафрагмой подразумевается диаметр отверстия, а не диафрагменное число). Для закрепления понимания влияния экспотройки на различные факторы в фотографии взгляните на схему.

Рассмотрим некоторые зависимости. При увеличении диафрагмы сокращается глубина резкости изображаемого пространства, увеличиваются хроматические аберрации, а также виньетирование. С уменьшением диафрагмы сверх дифракционного предела, часто от f11-f16, падает разрешающая способность объектива, изображение становится нерезким. При увеличении выдержки появляется риск смазанности в кадре. При достаточно длинных выдержках неизбежно появляется шум даже на низких ISO. При повышении ISO помимо возникновения шума понижается динамический диапазон, который способен запечатлеть сенсор, падает глубина цвета и разрешающая способность сенсора.

Можно выделить особо критичные факторы: смаз в кадре, шум и общая резкость. Эти недостатки можно избежать путем правильного подбора параметров экспозиции. На схеме темно-серым отмечены факторы, которые можно настраивать (изменять). Остальные лишь зависят от выбранных настроек и условий съемки. Для некоторых камер актуальны промахи автофокуса на сильно открытых диафрагмах.

Экспозиция характеризуется экспозиционным значением или экспозиционным числом EV (Exposure Value). Выражается через формулу:

где,
D - диафрагменное число
S - выдержка в секундах
ISO - значение чувствительности ISO

Например, для Правила "шестнадцати" значение экспозиции будет равно 14.6:

Одну единицу EV принимают за стоп экспозиции. На практике никто не занимается расчетом EV, но используются стопы для расчета относительного смещения параметров экспозиции.

Для управления параметрами экспотройки имеется три ключевых режима: M - ручной режим, Av - режим приоритета диафрагмы, Tv - режим приоритета выдержки. Следует отметить, что во всех этих режимах параметр ISO можно выставить в AUTO и это может принести как пользу, так и вред в виде шума и сужения динамического диапазона, то есть повысится риск получения пересветов и провалов в тенях. Полуавтоматические режимы приоритета диафрагмы или выдержки работают по принципу - вручную изменяется приоритетный параметр, а автоматика камеры подстраивает остальные параметры.

Экспонометр выдает параметры экспозиции из расчета, что сцена имеет некую среднюю освещенность, близкую к яркости 18% серого. Такие "нормальные" вычисления экспозамера в полуавтоматических режимах не всегда могут устраивать, например, когда нужно, чтобы бы результаты выдавали более или наоборот менее экспонированные кадры. Для этого в полуавтоматических режимах вводят экспокоррекцию, которая определяет сдвиг экспозиции в ту или иную сторону, т.е. на сколько стопов (делений стопа) нужно увеличить или уменьшить экспозицию. Например, снимая в ночном клубе в условиях недостаточного освещения с выдержкой на грани получения смаза с ограничением уровня ISO в 1600, самостоятельно контролируя диафрагму, в центрально-взвешенном режиме с внешней вспышкой в режиме E-TTL и направленной под углом в 60 градусов вперед, камера считает, что света достаточно мало, и дает команду вспышке дать более мощный импульс света на объект. При этом остальная часть клуба просто находится в жутких потемках, а объект пересвечен немного. Нужно сперва выключить вспышку и задать увеличение экспозиции (положительную экспокоррекцию) в камере, затем включить вспышку и на ней задать уменьшение экспозиции на один стоп, плюс для рассеивания света желательно одеть так называемый колпачок, который уменьшает импульс примерно еще на один стоп. Попробуйте сами.

Не существует понятия правильная экспозиция. Один фотограф снимет с одними параметрами, другой - с другими, и оба будут правы. Фотограф, выбирая параметры экспозиции, сам принимает решение, что именно он хочет выделить в кадре и какая яркость должна быть у снимка. Особенно это актуально, когда динамический диапазон снимаемой сцены не позволяет запечатлеть все детали, и приходится чем-то жертвовать. Динамический диапазон мы обсудим в отдельной статье.

Дополнительные материалы:

Все об экспозиции в фотографии

Домашнее задание

Посчитайте экспозиционное число для съемки в помещении с нормальной экспозицией, например, для выдержки 1/60, ISO=800 и диафрагмы 2.8. Сравните с приведенным выше Правилом "шестнадцати".

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить