Наверняка, Вы уже сталкивались с гистограммой в своей жизни, например, строили графики в MS Excel. Напомню, гистограмма - это графическое отображение табличных данных (двумерной таблицы с одной строкой или колонкой данных).

Гистограмма в фотографии показывает количественное распределение пикселей по тонам (яркостям). То есть на графике показываются по горизонтали тональные значения от темного к светлому, а по вертикали их количество. Рассмотрим гистограмму знаменитой фотографии Джона Леннона, которую сделал американский фотограф Боб Груэн (Bob Gruen) в 1974 году в Нью-Йорке на крыше апартаментов, занимаемых Ленноном. Цветными точками отмечены участки на гистограмме, соответствующие областям с определенной яркостью на фото.

Гистограмма в фотографии чаще всего используется либо яркостная (для анализа экспозиции и выявления провалов и пересветов) либо поканальная (в RGB). Её изображение можно увидеть в режиме просмотра сделанных снимков, либо в режиме LiveView. А теперь рассмотрим два мифа о гистограмме.

Миф 1. Гистограмма позволяет выявить пересветы на снимке.

Да, прежде всего, гистограмма необходима для контроля отсутствия пересветов в каналах. Однако гистограмма в камере строится не по RAW-данным, а по jpeg-превью, где уже применен баланс белого, а значит можно обнаружить пересветы в тех каналах, где проблем на самом деле нет. Поэтому, если на гистограмме мы видим пик, прилипший к правому краю, это еще не означает, что у нас есть пересвет, но это повод побеспокоиться и дополнительно проконтролировать экспозицию.

Миф 2. Форма гистограммы может свидетельствовать о правильности экспозиции.

Не может. Гистограмма просто показывает распределение тонов. Для разных сюжетов гистограммы могут очень сильно различаться. Поэтому, "идеальная" или "нормальная" гистограмма с красивой пологой гауссианой (с горбом посередине) лишь свидетельствует о небольшом динамическом диапазоне сцены, отсутствии пересветов и провалов в тенях, и что больше всего информации содержится в полутонах. С другой стороны, если мы снимаем подобную сцену, а горб гистограммы смещен сильно влево, например, это говорит о том, что мы имеем проблемы с недодержкой.

Зачастую, трудно правильно оценить результат на экране просмотра. На ярком солнце фотографии будут казаться недоэкспонироваными и будет появляться желание увеличить экспозицию и в результате переэкспонировав кадр, ночью же наоборот фотографии будут казаться яркими и будет желание уменьшить экспозицию, что также будет скорей всего ошибочным. Действительно, предполагая распределение тонов на гистограмме, можно оценить экспозицию.

Если с цветной RGB-гистограммой все более или менее понятно (строится три графика с каждым цветным каналом: красный, зеленый, синий), то с яркостной не все так просто. Существует несколько алгоритмов построения яркостных гистограмм. Наиболее распространенный - это усреднение значений RGB-гистограммы исходя из пропорций: 59% - зеленый, 30% - красный, 11% - синий. Именно так среднестатистический человеческий глаз воспринимает яркостные характеристики видимого им изображения. Но опять-таки, нужно учитывать точность баланса белого.

Рассмотрим примеры гистограмм и попытаемся сделать некоторые выводы из них

Гистограмма достаточно близкая к "правильной". На ней нет провалов, есть незначительный засвет на белке, на гистограмме показан крайне правыми столбцами. Можно было слегка понизить экспозицию на полстопа, это позволило бы сохранить детали в светах, а тени "вытащить" потом в конвертере.

Гистограмма намекает, что кадр недоэкспонирован и имеется пересвет. Включаем функцию отображения пересветов и действительно видим их (красные зоны). Однако, в данном случае пересветов не избежать, так как съемка происходит в контровом свете и сцена получается высококонтрастной. В целом же кадр воспринимается темным и требует экспокоррекции примерно на один стоп или применения дополнительного освещения (вспышки). На этом кадре можно теперь вытащить тени в конвертере, но все равно кадр нельзя назвать удачным.

Вот один из самых частых проблемных случаев. Снимок сделан в солнечную погоду. Замер экспозиции точечный в режиме приоритета диафрагмы. На снимке есть явные пересветы, это видно по красным зонам и на гистограмме. В данном случае нужно было сделать экспокоррекцию на понижение в один стоп, может быть даже два. При этом мы бы получили провалы в тенях. Тут приходится решать, чем нужно пожертвовать. А жертвовать нужно в первую очередь тенями, поскольку человеческое зрение при просмотре снимка цепляется за светлые участки, и не найдя деталей в них, мы воспринимаем снимок как бракованный. Провалы в тенях нас волнуют гораздо меньше. На полученном снимке уже не удастся вытянуть информацию из пересветов, т.е. можно снимок считать испорченным. Вот, что получилось из него сделать, вытягивая информацию из засвеченных областей, используя Lightroom.

Для большинства начинающих фотолюбителей такой снимок может показаться вполне приемлемым. Но даже в условиях яркого освещения, когда снимаемая сцена не умещается в динамический диапазон камеры, есть ряд приемов, которые позволяют сделать снимок с наименьшими потерями в светах и тенях. Среди них - ETTR (съемка без пересветов), HDR (съемка с автобрекетингом и объединение нескольких кадров в один) и DualISO (съемка одного кадра с двойным ISO).

Вообще, съемка в солнечный день, как и съемка в условиях недостаточной освещенности - процесс достаточно сложный. Очень часто одними настройками камеры невозможно получить желаемый результат, не нуждающийся в постобработке. Перемещая камеру и выбирая подходящий ракурс можно существенно улучшить снимок, например, используя контраст или играясь с тенями (при этом придется еще объект съемки перемещать как-то). Часто очень помогает в такой ситуации внешняя вспышка, которой можно подсветить тени.

Повторюсь, гистограмме, а также функции отображения пересветов, доверять на 100% нельзя. Однако, это достаточно хорошие инструменты, которые могут помочь предотвратить совсем печальные результаты, поэтому важно научиться видеть проблемы на гистограмме.

Домашнее задание

Сравните гистограммы, которые показывает камера, Adobe Lightroom или любой другой конвертер. Попытайтесь найти сходство и разницу. Подумайте, почему гистограммы для RAW файлов отличаются в разных программах.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить