Композиция (лат. compositio - составление), в самом простом понимании, - это построение кадра с гармоничным расположением всех объектов в нем. Но композиция не концентрируется только на компоновке кадра. Это понятие несколько шире, чем просто расстановка объектов в кадре. Композиция является инструментом управления вниманием зрителя. Композиция является средством выражения мысли автора.

Существуют определенные правила или законы композиции, которые в сущности не являются ни правилами, ни тем более, законами. Правила композиции в фотографии носят исключительно рекомендательный характер и отвечают скорей на вопрос "Как не нужно делать", чем "как следует делать". Они фактически полностью заимствованы из живописи, а порой и вовсе выдуманы непонятно кем и когда, и совершенно не основаны на каких-либо научных исследованиях. И это очень большая проблема, поскольку фотолюбители стараются следовать этим правилам везде и всюду, причем порой совершенно напрасно. Правила композиции помогают выразить идею фотографии и если эти правила противоречат замыслу автора, то и применять их вовсе необязательно. Правила композиции должны применяться в соответствии с ситуацией, принимая во внимание все обстоятельства, поскольку многие правила могут хорошо работать в одних условиях, но в других быть совершенно не применимы. Нельзя воспринимать правила композиции как свод незыблемых правил.

Правила композиции основаны на определенных закономерностях зрительного восприятия человека. Люди подсознательно имеют достаточно схожее представление о гармонии, целостности и единстве. И подсознательно представление о композиции имеет каждый человек. Другое дело, что не всегда человек способен отследить и зафиксировать эту композицию в рамках кадра в силу отсутствия некоторого визуального опыта, знаний и чутья.

В фотографии, композиция кадра формируется выбором точки съемки, фокусного расстояния и ГРИП. Разумеется, когда идет речь о постановочной съемке или съемке натюрморта, можно двигать и переставлять предметы, менять освещение для создания лучшей композиции.

Снимая свои фотографии, большинство фотографов часто не задумываются где и в каких условиях будут просматриваться фотографии. А ведь фотография для статьи в глянцевом журнале и в рамке на стене воспринимаются по-разному. Кроме того, фотография может рассматриваться в контексте с другими фотографиями. Часто, рассматривая фотографии, мы воспринимаем саму фотографию как объект, а уже только потом её содержимое. Среда просмотра влияет на наше сознание. Поэтому, композиция кадра должна учитывать условия просмотра.

Рассмотрим распространенные, т.е. наиболее известные правила композиции. И начнем с очень важной рекомендации.

Исключайте совмещения объектов. Это так называемое группирование объектов. Ветки деревьев "растущие" из головы словно рога животного, фонарные столбы и прочие предметы, нелепо прилепившиеся к объекту съемки. Все это нужно видеть на этапе съемки и избегать. Вот классический пример, который приводят на многих интернет-ресурсах. Источник www.techradar.com, автор Angela Nicholson. Перевод здесь.

Упрощайте содержание. Следуя принципу "все гениальное просто", необходимо исключать из кадра все лишнее, что может мешать восприятию. Все, что нарушает гармонию, целостность и единство нужно из кадра удалить. Проходящие мимо посторонние люди, различный мусор и прочее нужно избегать. Следует избегать, чтобы какие-либо линии пересекали главный объект съемки, например, линия горизонта, проходящая через голову модели, или фонарный столб, опять "растущий" из головы. Следите за фоном. Зачастую достаточно поменять позицию фотографа и фон изменится, как и изменится освещение объектов съемки. Не ленитесь перемещаться, если есть возможность. Не стоит нагромождать кадр множеством деталей. Взгляд зрителя не должен блуждать в поисках. Хотя иногда это бывает оправдано, если в этом состоит задумка автора.

Выделяйте главное. Глядя на снимок, зритель должен сразу видеть главное, либо наоборот искать, если есть интрига. Практически в любой композиции существует зрительный центр, т.е. область, которая больше всего притягивает внимание зрителя. Фотография может содержать несколько зрительных центров. Часто эти центры называют композиционными или смысловыми центрами, что несовсем верно. Суть в следующем: стремитесь размещать главный объект так, чтобы он являлся зрительным центром.

В живописи выделить главное можно различными способами. Например, размещением в кадре, формой, размером, цветом. В сущности, нужно говорить о контрасте, те. о выделении главного объекта за счет контраста (контраст яркости, насыщенности, оттенков, восприятия). См. статью про виды контраста. В фотографии работают те же способы. Размещение объекта в кадре, казалось бы, самое простое. Смотришь в видоискатель и располагаешь объект там где нужно. Но я уже упомянул, что следует исключать лишние детали. Расположив объект съемки в нужном месте, необходимо проанализировать будущую картинку. Оценить контрасты, выделить фотомусор, найти пустые незаполненные места. Хорошая композиция требует выбора оптимальной точки съемки, так, чтобы на всех планах все гармонично сочеталось и ничего не портило в плане восприятия. Размер объекта мы можем регулировать фокусным расстоянием и дистанцией съемки.

Разделяйте планы. Очень хорошо работает разделение переднего, среднего и заднего плана как в живописи, так и в фотографии.

Используйте перспективу. За счет создания перспективы можно создать эффект трехмерности снимка. Перспектива может легко создана за счет схождения перспективных линий. Линейная перспектива усиливает ощущение глубины сцены. При этом совершенно не обязательно размещение сюжетно-важных объектов в точке схождения перспективных линий. Но такой центр будет всегда притягивать внимание, т.е. будет являться зрительным центром.

Эллиотт Эрвитт

Линии вообще являются очень сильным элементом композиции. Человек невольно улавливает линии в кадре. Они способны управлять вниманием и направлять зрителя. Помимо перспективных линий во многих сценах можно найти и другие линии, которые могут направить внимание зрителя на главный объект. А могут и все испортить. Следите за проводами, столбами, и прочими объектами, а также за линией горизонта. Следует избегать пересечение линиями главного объекта в кадре.

Также используется прием воздушной перспективы, когда объекты теряют контраст с удалением от камеры. Особенно этот прием интересен в пезажной съемке.

Стив МакКарри

Глубина резкости изображаемого пространства - еще один инструмент выделения объекта. Замыливая передний и задний план, фотограф отсекает лишнее и четко сообщает, что в кадре главное.

Джон Кобал

Анри Картье-Брессон

Зрительные центры могут быть усилены за счет размещения их по правилу золотого сечения или более простому правилу третей. Многими авторами явно преувеличивается роль этих правил. Начинающим будет достаточно использования правила третей, которое гласит, что если разделить двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями кадр так, что эти линии делят кадр на три равные части, в точках пересечения этих линий будут находиться сильные центры (линии тоже называются сильными). Размещая в этих центрах или на линиях объекты кадра, фотограф неким чудесным образом воздействует на внимание зрителя. В камерах даже делают специальную разметку, чтобы фотографам было удобно размещать все и вся на этих линиях. Магии никакой здесь нет. Просто правило золотого сечения, как и заваленный горизонт стали самыми модными аргументами миллионов интернет-критиков, на которых не нужно обращать внимания. К сожалению, производители камер идут на поводу потребителей, которые склонны верить любым статьям в интернете, написанным необразованными "экспертами"-искусствоведами. Более подробно золотое сечение и правило третей рассмотрено в отдельной статье.

Не стоит следовать рекомендациям избегать размещения объектов в центре, т.е. центральной экспозиции. Совершенно возмутительным является мысль о том, что горизонт нельзя размещать посередине. Есть сотни гениальных снимков с центральной композицией и уж тем более горизонтом по центру кадра. Центральная композиция традиционно считается статичной. Смещая объекты относительно центра кадра, появляется динамика в кадре. Динамика в композиции создает впечатление движения. Статика в композиции, наоборот, - создает впечатление неподвижности. Исходя из статики и динамики, а также равновесия и прочих идей композиции и нужно размещать объекты в кадре.

Приведу несколько приемов для подчеркивания динамики в кадре.

Для показа движения часто используется свободное пространство перед объектом в направлении движения. Однако, если автор задумал показать, что объект уже уехал или заканчивает свое движение, имеет смысл оставить место позади движущегося.

Также часто используется прием, называемый "съемка с проводкой", когда выставляется относительно длинная выдержка, например, за какое время объект преодолеет одну четверть кадра, и во время экспозиции точка фокуса не меняет своего расположения на объекте, как бы сопровождая объект в направлении движения, при этом фон направленно смазывается.

Вот пример, иллюстрирующий съемку с проводкой. Заметьте, перед мотобайком оставлено свободное пространство. При фотографировании с проводкой необходимо выставлять точку фокусировки с одной из сторон кадра и проводить камеру вслед за объектом, прицелившись выбранной точкой фокусировки. Это один из тех редких случаев, когда я переключаю точку фокусировки из центральной в другую.

Также используется обычный смаз движения с относительно длинной выдержкой, когда движущийся объект слегка смазывается. Остальной фон и предметы вокруг остаются резкими.

Интересно то, что восприятие скорости движения зависит от направления и угла движения в кадре. Ряд авторов утверждают, что движение лучше всего изображать слева на право и связано это с тем, что человек "читает" изображение тоже слева-направо. Честно говоря, никаких подтверждений научных этому нет. Утверждения о том, что люди читают и пишут слева направо, и значит это естественно звучат неубедительно. А мусульмане и евреи что? Справа налево? А японцы так вообще сверху вниз? Возможно, правило "слева направо" связано с тем, что в большинстве своем люди являются правшами. Короче говоря, слепо верить в некие направления не стоит. А вот насчет ускорений и замедлений вполне можно взять на вооружение: движение вверх - к замедлению, вниз - к ускорению. Замедлить движение можно также наличием вертикальных преград в кадре. Кстати говоря, понятия нисходящих диагоналей (сверху внизу, слева направо) в кадре и восходящих диагоналей (снизу вверх, слева направо) также связаны с чтением слева-направо.

Ключевым понятием композиции является равновесие (или баланс), которое может достигаться как симметрией, в простейшем случае относительно геометрического центра кадра, так и асимметрией. Если в кадре есть пустое пространство, оно должно быть оправдано (движением в это пространство, взглядом модели, поворотом тела и т.п.).

Центральная композиция, очевидно, сбалансирована. Смещая объект относительно центра кадра, необходимо компенсировать второстепенными объектами или фоном. Считается, что нельзя оставлять много "воздуха" в кадре, т.е. пустого пространства. Но в ряде случаев пустое пространство наоборот заполняет кадр и дополняет смыслом сюжет. Зачастую, так называемое пустое пространство вовсе не является пустым и несет определенный смысл.

Рекомендуется оставлять пространство перед взглядом модели. Взгляд имеет определенный вес. Взгляд который упирается сразу в край кадра выглядит, как взгляд отвернувшегося человека или находящегося мыслями в себе и безразличного к окружающему миру. Но очень многое зависит от обстановки и не нужно строго следовать этой рекомендации.

Не следует допускать наличие фактора гравитационной нестабильности, или простыми словами завал горизонта, если это не задумка автора. С другой стороны, незначительный завал, который бросается в глаза только самым дотошным любителям завала горизонта, вполне допускается. Но начинающим фотолюбителям следует его избегать, чтобы не привлекать внимания критиков-дилетантов.

Замкнутая и открытая композиция обусловлена наличием ограничителя (рамкой) композиционного центра. Например, цветок в горшке на подоконнике окна будет закрытой композицией. Рама окна и подоконник будут служить ограничителем и взгляд с любой точки такой композиции будет стремиться к композиционному центру. Такая композиция подходит статичным объектам.

Цветок, растущий в поле, - это уже открытая композиция, у которой нет рамок. Взгляд будет стремиться из смыслового центра за рамки кадра. Такая композиция подойдет для передачи открытого пространства или движения.

 

Под ритмом понимается некоторая повторяемая закономерность. Ритм может быть выражен повторением объектов, повторением цвета, света, формы, размера и т.д. На примере, явно наблюдается нестройность шеренги. Даже если внести небольшое выравнивание в этом строю, фотография примет гораздо лучший вид. Возможно это движущийся строй, а в движении выдерживать идеальное выравнивание крайне сложно. Заметьте, что здесь ГРИП удачно совпал на конкретном военнослужащем.

Grigory Dukor

Вообще, говоря о ритме, стоит заметить, что этот очень важный прием. Как и в музыке, отклонение от ритма может вызывать дискомфорт. Но не каждое отклонение является следствием неточности. Джазовая музыка, которая, скажем так, не находит понимания у большинства слушателей в силу слишком сложных ритмов, мелодий и прочего, жадно поглащается музыкальными гурманами. Замечу, что в джазе ритм порой крайне сложен даже для музыкально-образованных и подготовленных слушателей. Это все к тому, что стройный ритм это, конечно, хорошо, но стоит стремиться создавать джаз в фотографии. Вот это действительно интересно.

Вот еще пример ритма от Стива МакКарри.

Стив МакКарри

А вот фотография от Эллиотта Эрвитта

Эллиотт Эрвитт

В завершение, хочется сказать пару слов про ориентацию кадра. Никто не заставляет делать снимки строго прямоугольной формы (неважно, 2 к 3 или 3 к 4). Довольно много снимков сделано вообще из соотношения 1 к 1. Именно это соотношение взято на вооружение Инстаграммом. Вертикальный кадр больше подходит портретам и архитектурным снимкам. Тогда как горизонтальный кадр подходит больше для пейзажной съемки. В принципе их так и называют: портретная ориентация кадра и ландшафтная. Это не означает, что портрет не желательно делать в ландшафтной ориентации. Подтверждение тому снимок Анри Картье-Брессона, приведенный выше.

Фотограф, создавая снимок, сперва находит кадр с хорошей композицией и лишь потом уже рассчитывает необходимую экспозицию с учетом глубины резкости, которая также принимает участие в формировании композиции кадра. Конкретное композиционное решение зависит от характера снимаемой сцены. Один и тот же сюжет можно переснять с разными композиционными решениями. Важно понимать, что "правильной" композиции не существует, как не существует и правильной "экспозиции". Только фотограф может принять решение, что важно и как это должно выглядеть на фотографии.

Невозможно осветить все аспекты композиции в одной короткой статье и потому я постарался кратко описать ключевые понятия, которые можно использовать при построении кадра. Будет неплохо, если эта статья станет стартовой точкой в дальнейшем и более детальном изучении композиции.

Дополнительные материалы

Ритм в фотографии. Уроки Бруно Барби

Андрей Пашис. Ритм в фотографии.

Домашнее задание

Попытайтесь сфотографировать идущих людей на улице, без проводки, чтобы перед ними оставалось больше места чем позади, а на другом снимке, чтобы позади оставалось больше места. Сравните снимки.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить