Порой золотому сечению или правилу третей придается чуть ли не мистический характер его свойств. Если фотография сделана по правилам золотого сечения, то она уже шедевр! К счастью, не я один отношусь с сарказмом к этим правилам, но тем не менее стараюсь придерживаться их, когда это действительно необходимо.

Начну с того, что правило третей и правило золотого сечения не одно и тоже. Начну с правила третей. Возможно Вы уже сталкивались с утверждением, что если кадр разделить парными прямыми на девять равных прямоугольников, как показано ниже на рисунке, то в точках пересечений этих прямых будут находиться так называемые сильные центры, в которых нужно стараться размещать основные объекты кадра. Другими словами, необходимо размещать зрительные центры (композиционные и смысловые) в этих точках. Эти точки и линии, их формирующие, называют сильными. Диагонали, соединяющие углы кадра, также являются сильными линиями.

Существует теория, согласно которой, если сперва закрыть один глаз и разместить вертикально указательный палец строго по центру, затем закрыть другой глаз и также разместить вертикально указательный палец по центру, то после того, как откроем оба глаза, наши пальцы будут делить обзор нашего зрения ровно по правилу третей. То есть бинокулярное зрение человека располагает к использованию правила третей. Это полная ерунда! Кто является автором этой идеи, к сожалению, определить невозможно.

Исключительно по моему скромному мнению, правило третей является упрощенным вариантом правила золотого сечения.

Что же такое золотое сечение с точки зрения математики? Согласно определения, если отрезок разделить на две неравные части таким образом, что отношение большей части к меньшей будет равно отношению длины всего отрезка к большей части, то точка деления этих отрезков и будет той самой золотой серединой. Математически это соотношение равняется 0,62 и 0,38. Часто для выражения этих значений используют округленные дроби 5/8 и 3/8.

Обратите внимание, что простая структура правила третей (1/3-1/3-1/3) явно не совпадает с более сложной структурой золотого сечения (3/8-2/8-3/8). То есть сильные центры находятся немного ближе к центру кадра!

Как же строится золотая середина на отрезке? Вспоминаем быстро школьные азы: делим отрезок AB строго пополам, эту половину откладываем перпендикуляром к точке B, получаем сторону CB, далее проводим прямую AC, берем и отмеряем на этой прямой точку D так, что DC=CB (на бумаге легче всего это сделать циркулем), далее на прямой AB находим точку E такую, что AE=AD. Готово! Точка E и есть золотая середина отрезка AB. То есть AE/EB = AB/AE.

Eсли взять стандартный кадр с соотношением сторон 2:3, разделить его пополам в точке золотого сечения (по длинной стороне), а далее последовательно делить получившиеся наименьшие прямоугольники, и через точки золотых середин сторон провести окружности, получим некую золотую спираль, которая будет стремиться в некоторую точку. Ряд авторов утверждает, что именно эта точка и является сильным центром. Я тоже придерживаюсь этой версии.

Соответственно если эти спирали построить для каждого угла кадра, получим четыре сильных центра.

Теперь ради интереса, посмотрим, на сколько отличаются эти сильные центры от точек пересечения линий из соотношения 1/3-1/3-1/3 (см. рисунок ниже). Ближе к углам, оказывается!

Небольшое отступление. Построить такие спирали достаточно сложно (я прибегнул к компьютерному моделированию). Быстро расскажу более простой способ нахождения этих точек. Берем квадрат ABCD. Находим точку X, которая делит AB ровно пополам. Проводим линию из X в C. Получившуюся линию XC проецируем на прямую AB, т.е. XC=XY. Теперь проводим диагональ DY и диагональ ZB. Точка пересечения DY и ZB даст точку G - зрительный центр. Аналогично можно провести диагонали AZ и CY, чтобы получить правый верхний центр и т.д.

Давайте снова сравним все перечисленные выше сильные центры. Красным отмечены точки, получившиеся при построении золотых спиралей. Предлагаю их называть центрами золотых спиралей. Черным обозначены точки правила третей из соотношения 1/3-1/3-1/3. Цианом обозначены точки золотого сечения из соотношения 3/8-2/8-3/8. Кому верить?

Точность этих точек не играет какой-либо жизненно важной роли и отклонение от них не является преступлением против человечества. Да, имеет смысл придерживаться определенных пропорций в кадре, к этому стоит стремиться, но совершенно не обязательно этому бездумно следовать во всех случаях. Я более чем уверен, что большинство удачных фотографий с использованием золотого сечения сделаны скорей благодаря таланту видения картины фотографом, а не точного позиционирования и кадрирования.

Насколько магическими являются эти таинственные сильные центры, никто достоверно сказать или описать до сих пор не смог, но почти все в голос утверждают, что это истина, не подлежащая пересмотру. Многие авторы ссылаются на то, что очень многое в природе соответствует правилу золотого сечения. Многие произведения искусств также содержат пропорции золотого сечения. Утверждать, что зрительные центры изображения, размещенные в сильных точках, будут тем самым усиливаться, т.е. чудесным образом влиять на зрительное восприятие человека, нельзя. По крайней мере, научными исследованиями этого никто до сих пор не подтвердил. А значит, это всего лишь предположение и, возможно, ошибочное. Есть исследования, которые показали, что зрительное внимание человека прежде всего стремится уловить и выделить контрастные и наиболее освещенные объекты. Кроме того, на восприятие могут влиять и сюжет, цветовое решение и прочие факторы. Можно наверняка говорить о том, что объекты, размещенные в сильных центрах, создают асиметрию, а значит динамичность в кадре, и это может улучшать восприятие некоторых изображений.

Примечательно, что на многих камерах можно включить на экране или в видоискателе отображение решетки, которая помогает применять правило золотого сечения (точнее правило третей) и выравнивать горизонт. Допустим, для выравнивания горизонта, может быть это и полезная функция, а вот для того, чтобы размещать все по правилу третей, скорей вредная.

К примеру, возьмем фотографию California Kiss (Elliot Erwitt - агентство Magnum). Зеркало размещено строго по правилу золотого сечения, кроме того, можно обратить внимание, что линия горизонта и прибрежной линии (обозначены пунктиром) также проходят почти по линиям золотого сечения. Фотографу удалось собрать в кадре закат, морской пейзаж и романтическую любовь в одном кадре. Причем слегка размыв фон, автор добился акцента на главном объекте. Великолепный снимок.

На фотографии, снятой Christopher Anderson из агентства Magnum отмечены три зрительных центра, при этом левый верхний явно доминирует над остальными. Обратите внимание на горизонт, проходящий по нижней трети кадра (пунктиром). Обратите внимание на подростка в центре бегущего в левый нижний зрительный центр.

Фотография основателя Magnum - Henri Cartier-Bresson, сделанная в Ленинграде в 1973 году возле Петропавловской крепости. Удивительный персонаж, который попал в кадр Анри на фоне крепости, олицетворяющей строгость нравов в советский период. При этом люди, прогуливающиеся по берегу Невы, совершенно не обращают на героя снимка никакого внимания.

Еще одна фотография агентства Magnum. Автор - Steve McCurry. Рекомендую посмотреть его работы. Он снимает гениальные снимки. На фотографии ниже лицо размещено в сильном центре. Фотография сделана во время наводнения в Индонезии.

Если в кадре находятся люди на линиях золотого сечения, кадр необходимо строить таким образом, чтобы эти люди были развернуты в середину кадра или взгляд был направлен в центр. То есть перед человеком должно быть некоторое пространство, иначе создастся у зрителя впечатление, что за кадром спрятано что-то важное. Движение объекта съемки также нужно ловить в "начале" кадра, чтобы перед двигающимся было некоторое видимое пространство, это создаст правильное восприятие действительности и не будет порождать вопросов у зрителя. Часто движение фиксируют на диагональных линиях, проходящих через зрительные центры, соответственно.

Еще раз повторюсь, правило золотого сечения - это не жесткое предписание, а лишь инструмент, который можно применять, а можно наоборот нарушать, если этим достигается какая-то художественная или другая цель.
И помните, существует огромное количество известных фотографий, игнорирующих золотое сечение, особенно документального репортажного жанра. В наше причудливое время я нисколько не удивлюсь, если завтра некий мудрец отроет миру "серебряное сечение", которое как окажется повсеместно применялось великими творцами в древности. Поживем, увидим.

Взгляните на фотографии Игоря Стравинского, которые сделал Arnold Neumann в 1949 году.

Видно какую именно фотографию выбрал автор и каким образом он решил её кадрировать. В результате мир увидел знаменитую фотографию пианиста. Главный герой кадра частично даже обрезан, а не чтобы размещен в зрительных центрах. Тем не менее это гениальная фотография.

Видите, нарушать законы иногда нужно, но только если это делается во благо, а не во вред. Когда в роли хулигана выступает человек с богатым опытом, отход от традиционных практик скорей всего будет осмысленным и мотивированным. Потому следует сперва научиться использовать веками наработанные способы выделения главного объекта в кадре и уж потом нарушать правила. Впрочем, экспериментируйте и ищите своё!
Справедливости ради, нужно сказать, что золотое сечение часто встречается в природе. Пропорции частей тела человека сплошь и рядом соответствуют правилу золотого сечения. Как говорил мой любимый мульт-персонаж, Винни Пух: "Это же неспроста!"

Домашнее задание

Найдите в Интернете известную картину "Монна Лиза", она же Джоконда великого Леонардо да Винчи. Поищите самостоятельно информацию о золотых треугольниках, обнаруженных учеными на этой картине. Проанализируйте другие известные картины других художников, проследите, что размещается в зрительных центрах.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить