Одна из серьезных проблем современной фотографии – это зависимость фотографов от пропорций (формата и ориентации) кадра.

Рама (из багета, в паспарту или просто край кадра) является неотъемлемой составляющей композиции. Рама ограничивает воспринимаемое пространство картины или фотографии. Рама должна учитывать компоновку кадра, а не наоборот.

Неважно какие пропорции сторон кадра имеет камера. При съемке нужно заснять все необходимое, а при обработке отрезать все лишнее, то есть произвести кадрирование.

Хорошее построение кадра - то с чего должен начинаться снимок и заканчиваться. После того как в голове фотографа родилось видение будущего снимка, то есть композиционно кадр состоялся, подбирается экспозиция, делается снимок, обрабатывается. Кадрирование происходит на этапе создания снимка и это само собой разумеющееся действие, а также (не обязательно) на этапе обработки.

При кадрировании решают две важные задачи композиции: удалить из кадра лишнее и оставить необходимое и достаточное пространство между краями кадра и объектами съемки. К счастью, эту работу все еще приходится решать фотографу, а не автоматике камеры или RAW-конвертера.

Геометрически большинство фотографий имеют прямоугольную форму. Достаточно редко встречается квадратная форма (была популярна во времена среднеформатных пленочных камер), и обычно она возникает на этапе постобработки, сервис Instagram в том числе использует квадратный формат. В большинстве же случаев встречается прямоугольный кадр с соотношением сторон 2:3 или 3:4. Встречаются и другие соотношения, но мы будем говорить о наиболее часто встречаемых кадрах. Соответственно положение кадра может быть портретным и альбомным. Часто "альбомный" заменяют словом "ландшафтный" и мне лично так больше нравится. Хотя справедливости ради нужно заметить, что портреты можно с большим успехом снимать и в альбомном положении, равно как и ландшафт можно снять в портретном, если в этом действительно есть необходимость.

Вообще стороны кадра можно использовать с какими угодно пропорциями. Многие стремятся сохранять пропорции при кадрировании. Т.е. если соотношение кадра было 2:3, то и после кадрирования зачастую это соотношение сохраняется. В этом нет никакого смысла. Кадрировать нужно из композиционных соображений, а также для подгонки изображения под целевой формат, например, под рамку определенного размера. Для панорамной съемки вообще могут быть пропорции типа 3:15 и любые другие.

В каких же случаях необходимо разворачивать камеру в портретное положение, а в каких снимать в альбомном? Однозначных рекомендаций нет. Современные цифровые камеры спроектированы исходя из предположения, что большинство снимков фотограф делает в альбомном положении. Принято считать, что портретное положение камеры используется реже. Хорошо, допустим ландшафт мы в большинстве случаев снимаем в альбомном положении, но если снимать, допустим, водопад, то скорей всего камеру лучше повернуть в портретное положение. Все предметы в природе можно выразить простыми геометрическими фигурами. Так вот, необходимо пытаться размещать длинные стороны этих фигур параллельно длинным сторонам кадра. Это выглядит логично. Если стоящий человек в кадре один, логично его снять в портретном положении. Если человек лежит на диване, логично снять в альбомном. Если же в кадре появляются несколько предметов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку, то скорей всего кадр будет иметь альбомный вид.

Странно выглядят портреты в альбомном виде, на которых человек смещен в одну треть кадра по правилу Золотого сечения и имеется пустующее пространство. Такие снимки несбалансированы (т.е. у них нарушено равновесие).

Однако, история знает немало хороших портретов, где такое расположение часто встречается.

Анри Картье-Брессон

Расположив снимок портретно, это чувство несбалансированности пропадает. Располагать модель, стоящую с некоторым поворотом, по центру не следует, иначе будет возникать ощущение значимого пространства за спиной, мешающее восприятию. Вполне допустимо разместить модель немного ближе к центру.

В то же время фронтально позирующую модель логично размещать в центре, так как в этом случае достигается симметрия снимка.

Как нужно поступать, если люди в кадре не помещаются целиков в него? Как грамотно "обрезать" их? В интернете можно найти множество схем и рекомендаций на эту тему. Например, такие (авторство на совести создателей изображений):

Далее, чтобы понятно было, зеленые - резать можно, синие - нельзя.

Смысл в следующем: по суставам резать нельзя, пальцы обрезать нельзя, нельзя отрезать голову (даже если это совершенно не главный персонаж), кисти рук и ступни лучше не обрезать.

Давайте глянем несколько снимков, которые можно считать иконами в мире фотографии.

Филипп Хасманн

Шикарная Бриджит Бордо в исполнении гениального Филиппа Халсмана. Как он посмел руку обрезать??? И эта фотография красуется на сайте Magnum photos! Ужас!!! Кошмар!!!

Хорст П. Хорст, Odalisque I, 1943 г.

А вот работа не менее талантливого Хорста П. Хорста. Неужели он не знает, что ступни так резать нельзя???

Давайте глянем что-нибудь более современное. Может сейчас снимают по всем законам и правилам?

Энни Лейбовитц, 2000 г.

Вот фотография, где Энни Лейбовиц обрезала кисти рук самому Игги Попу.

Восприятие человека устроено таким образом, что, когда мы видим обрезанные части тела человека или различных объектов, наш мозг начинает активно достраивать недостающие детали. То есть мы реконструируем то, чего не видим. Когда это получается хорошо, мы не замечаем проблем. Когда же наш мозг реконструирует необычные вещи, тогда возникают проблемы. То есть, следует избегать такой обрезки, когда зритель может неверно реконструировать сюжет. Например, Андрей Зейгарник обнаружил в свое время забавную обложку известного журнала (Mademoiselle Magazine, март 1981):

И такие уши эльфов встречаются на многих выпусках этого журнала, а также в других изданиях, в том числе в Vogue.

Важно запомнить: нельзя обрезать объекты в кадре, если при этом обрезается его смысловая целостность, либо нарушается гармония в композиции. С натюрмортами или ландшафтом я думаю проще всего разобраться где и что убрать из кадра. Можно вполне обрезать вазу, если нам важны только цветы в ней, но если ваза имеет возраст более трех веков, то думаю ответ очевиден - цветы могут быть вторичны.

С портретами людей не все так просто. В альбомном положении имеет смысл фотографировать людей в групповом портрете в полный рост, при этом резать ноги не желательно, конечно, если в кадр попадают ноги. Очень хорошо смотрятся портреты двух-трех человек в альбомном положении фотографируя их по пояс (чуть выше линии бедер). Равномерно распределяя людей по полю кадра нужно пытаться достигнуть равновесие в композиции.

В большинстве случаев стоящих людей (до трех включительно) лучше всего фотографировать в портретном положении. Я думаю совершенно понятно, что не всегда нужно фотографировать людей в полный рост. Полный рост оправдан, когда хочется подчеркнуть где находится человек или во что он одет, или точнее обут, например. На таких фотографиях можно ГРИП сделать достаточно большой для того, чтобы была возможность разглядеть детали окружающего модель пространства или рядом находящихся людей, либо наоборот сократить, чтобы отделить модель от фона, но при этом сделать акцент на этом фоне.

Рассмотрим некоторые рекомендации при съемке портретов.

Ростовой портрет (1). Не следует обрезать руки. Если есть ноги - должны быть руки. Ступни ног не должны быть направлены в сторону камеры как на рисунке. Ступни необходимо разворачивать диагонально к камере, чтобы были видны пятки ног. Иначе же ноги будут выглядеть с ампутированными пятками. Вообще проблема "ампутаций" свойственна как позированию, так и кадрированию. Не следует кадрировать непосредственно впритык к ступням. Между нижней границей кадра и ступнями (обувью) должно быть расстояние такое, чтобы модель смогла сделать минимум один шаг. Также желательно оставлять пространство над головой. Ростовой портрет фотографируют камерой, расположенной примерно на уровне груди.

Кадрировать по ступням и лодыжкам, как уже сказано, - нежелательно! Более того, ростовой портрет (2) с обрезкой по голени нужно также избегать. Нужно стремиться либо фотографировать в полный рост (1), либо обрезая чуть выше колена (3).

В портрете (3) чуть выше колена также нужно стремиться не обрезать руки. Вообще руки - главный инструмент выразительности позы модели. Эмоции модели вторичны. Выразительность первична. А выразительность достигается в первую очередь пантомимой, то есть телом и в первую очередь руками. Поэтому, не обрезайте руки! Важно также, чтобы модель не прятала руки за собой, зачастую это выглядит как отсутствие руки. Такой портрет фотографируют не выше уровня плечей.

Портрет (4) от пояса, пожалуй, самый сложный, поскольку в нем часто обрезаются руки. Нужно стремиться не обрезать их по кистям или ровно по локти, если они выходят за кадр. Конечно же, уведенная в сторону за кадр рука очень плохой вариант кадрирования. Может модель держит весло за кадром? Также фотографируют на уровне плечей.

Портрет (5) по грудь является классическим паспортным вариантом. Тут сложно напортачить. Фотографируют на уровне шеи, выше плеч.

Портрет (6) с плечами обязан содержать плечи как минимум ниже ключицы, как показано на рисунке. То есть тело не может отрезаться сразу от шеи, поскольку это может создать иллюзию бесконечной шеи - этакой змеи. Также нельзя обрезать так, что не показывается где же руки начинаются. Формируется впечатление этаких громадных плечей. Нежелательно обрезать макушку головы в таком портрете. Фотографировать нужно чуть ниже линии глаз.

Лицевой портрет (7) допускает легкое обрезание макушки головы, однако не стоит это делать с портретами мужчин, имеющих залысину, пусть даже легкую. Ни в коем случае нельзя резать подбородок. Фотографируется на уровне глаз или чуть ниже. Нежелательно обрезать часть головы, и особенно часть уха (ох уж эти эльфы!).

Все описанные выше правила имеют рекомендательный характер и призваны помочь соблюсти на снимке целостность и гармоничность. Многие фотолюбители делают снимки с некоторым запасом, чтобы потом в редакторе можно было спокойно откадрировать. Согласитесь, хорошо, когда есть, что резать и совсем грустно, когда уже на этапе съемки было отрезано границами кадра важное. Ну и чем выше уровень фотографа, тем меньше он занимается кадрированием в редакторах и снимает сразу так как нужно.

Мартин Франк

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить