Для чего вообще нужна вспышка? Перечислю основные задачи:

1. Компенсация недостатка освещения.
2. Усиление теней, например, в условиях облачной погоды, когда свет максимально рассеянный.
3. Компенсация подсветкой жестких теней (заполняющая вспышка).
4. Эффект "замораживания" движения, например, танцующих в клубе людей.
5. Режим стробоскопа, когда один снимок содержит как-будто раскадрированное изображение какого-либо движения.

Вот три примера использования вспышки в условиях крайне слабого освещения, точнее почти его отсутствия. Сразу скажу, что на этих кадрах использовалась радиоуправляемая вспышка, которую я держал либо в левой руке, либо (на третьей фотографии) ставил где-то рядом напрявляя на главный объект съемки.

 

Во всех трех случаях вспышка была направлена прямо на объект съемки.

Почему следует использовать внешнюю (накамерную) вспышку и избегать поднимать встроенную (если таковая имеется)?

Во-первых, встроенная вспышка светит всегда вперед очень жестким светом и им очень плохо получается управлять. В условиях недостаточной освещенности встроенная вспышка создает очень жесткие тени и плоские объекты, в том числе лица. Нет ничего хуже, чем результат работы встроенной вспышки в условиях недостаточной освещенности. У встроенной вспышки нельзя изменить направление её воздействия, то есть нельзя отразить свет вспышки от потолка или стен. Прием использования отраженного света дает эффект освещения от большого софтбокса.

Во-вторых, у встроенной вспышки нет режима быстрой синхронизации, поэтому вы не сможете снимать со вспышкой с выдержками короче выдержки синхронизации (1/250 сек). Таким образом, если вам нужно подсветить тени в солнечный день, а выдержка ваша 1/1000 секунды, вам придется зажимать диафрагму до тех пор, пока выдержка не станет 1/250.

В-третьих, расстояние действия ограничено 10-15 метрами (ведущее число у встроенной Canon EOS 60D - 13), а у внешней вспышки 40-60 (у Canon Speedlite 580 EX II - 58). Однако эффективное действие вспышки в два раза меньше. Меня, мягко говоря, огорчают часто люди, пытающиеся со встроенной вспышкой снимать объекты на расстоянии 10 и более метров.

В-четвертых, для внешних вспышек существует огромная масса различных модификаторов света. Для встроенных выбор очень скудный из-за конструктивных особенностей встроенных вспышек. В принципе при очень большом желании можно руками изготовить простые модификаторы, например отражатель в потолок. В качестве примера, я приведу рассеиватель китайского производства, который я бы рекомендовал бы купить всем, у кого нет внешней вспышки. К сожалению не знаю производителя, думаю, что если кому то такой рассеиватель понадобится через поисковые системы найти его большого труда не составит.

В-пятых, эффект красных глаз с использованием внешней вспышки практически не проявляется. Режим подавления красных глаз, используемый во встроенных вспышках, работает с предпыхом. При этом зрачки снимаемых людей сужаются и снижается вероятность получения красных глаз. Эффективность такого "подавления" крайне мала, кроме того глаза у людей выглядят неестественно. Подавление красных глаз на некоторых моделях камер также делается программно, внося изменения в снимок, причем не всегда корректно.

В-шестых, внешнюю вспышку можно использовать отдельно от камеры, используя либо синхрошнур, радиосинхронизаторы, либо встроенный беспроводной механизм камер (нужно учитывать совместимость моделей). Это дает широкие возможности по расстановке освещения.

В-седьмых, встроенной вспышкой нельзя сделать серийную съемку, камера будет ждать пока не зарядится вспышка и скорей всего больше одного кадра в секунду просто не получится сделать. Внешняя же вспышка способна выдавать импульс еще до полной зарядки конденсатора, хотя и малой мощности.

Думаю, этих причин достаточно для того, что бы замотивировать фотолюбителя на покупку хорошей внешней вспышки. К слову, на профессиональных камерах Canon вообще нет встроенной вспышки.

При применении вспышки нужно стремиться к тому, чтобы на фотографии не было заметно рядовому зрителю, что использовалась вспышка. Даже снимая в клубах наилучшие фотографии получаются когда свет от вспышки гармонично вписывается в клубный свет. Научиться грамотно работать со импульсным светом - задача не из простых, требующая достаточно большого объема знаний и опыта.

Есть фотографы, которые всячески избегают использования вспышки в своей работе. Причин тому несколько. Во-первых, снимать лучше всего без внесения изменений в снимаемую сцену, в естественных условиях и если недостаточно света нужно использовать светосильные объективы и повышенное ISO. Во-вторых, вспышка является точечным источником света и её использование помимо точного подбора мощности света в большинстве случаев должно сопровождаться использованием цветных фильтров и рассеивающих модификаторов. В противном же случае в снимаемую сцену может вноситься свет, ухудшающий восприятие из-за своей жесткости или цветового оттенка. То есть свет от вспышки может быть неуместным в ряде случаев. В третьих, если уж хочется света, то использовать нужно серьезные осветительные приборы, отражатели и прочие аксессуары, используемые профессиональными фотографами. На этом обычно аргументы заканчиваются.

Фотографу всегда мало света, за исключением случаев когда света слишком много. Лично моё субъективное мнение такое - вспышку нужно использовать по возможности всегда и везде! Фотография - это рисование светом, и вспышка - это один из инструментов этого рисования. Важно научиться правильно использовать вспышку.

Домашнее задание

С внешней вспышкой в режиме ETTL в помещении с белым потолком сделайте снимок направив головку вспышки "в лоб" и затем на отражение в потолок. Сравните результаты.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить