Когда некоторые фотографы заявляют о том, что у настоящей фотографии обработки быть не должно, они лукавят. Сохранение в JPEG или TIFF форматы без обработки невозможна по определению. Если сохранение происходит в камере сразу в jpeg, то обработку выполняет камера согласно заданным инструкциям. Аналогично, если сохранение происходит из RAW-конвертера даже с настройками по умолчанию, то все равно происходит обработка в соответствии с заданными настройками конвертера. Далее мы будем уже рассуждать об обработке RAW-файлов.

Итак, обработка цифровой фотографии присутствует всегда. Вопрос лишь в степени вмешательства фотографа или цветокорректора в изображение. Наиболее популярными средствами обработки фотографий в настоящее время являются программы от компании Adobe: Lightroom и Photoshop, а также от компании PhaseOne - Capture One. В рамках данного курса дается только общее представление об обработке. Настоятельно советую ознакомиться с видеокурсами по работе с программами Adobe Photoshop и Adobe Photoshop Lightroom от Евгения Карташова (www.eugenekartashov.ru), и конечно же, онлайн школы Profile (profileschool.ru).

Ниже показан пример обработки. Кадр снят с использованием техники ETTR, чтобы не потерять детали в светах, поэтому исходное изображение темное. Помимо баланса белого, сделана экспокоррекция, изменен контраст, сохранены детали в светах, изменена насыщенность, усилена резкость. Цвет в плане оттенков не изменялся, но применен профиль камеры.

Я напомню, что при конвертации из RAW, первым делом происходит ряд операций перед демозаикой (вычитание черного, удаление горячих пикселей, баланс белого, гамма-коррекция и экспокоррекция), далее выполняется демозаика изображения, в результате которого мы получаем привычное изображение в некотором цветовом пространстве RGB.

Далее практически все конвертеры работают с уже полуготовым цветным изображением. Применение всевозможных настроек RAW-конвертации (экспокоррекция, выставление точек черного и белого, контраст и т.д.) всего лишь имитируются на экране. То, что будет выдано при конвертации (при экспорте в jpeg, например) может незначительно отличаться.

Ниже перечислены основные (необходимые и достаточные) шаги обработки и некоторые пояснения:

1. Настоятельно рекомендуется профилировать свои камеры и использовать созданные профили в процессе RAW-конвертации. Профиль указывается самым первым шагом до всех манипуляций.

2. Исправление завала горизонта. К сожалению, даже у профессионалов этот недостаток может иметь место. Было бы неплохо если производители камер реализовали такую функцию - включать звуковое предупреждение о завале в момент нажатия кнопки спуска наполовину. Конечно, такая возможность должна быть отключаемой.

3. Коррекция яркости фотографии или другими словами экспокоррекция. То, чего не делает камера при съемке в jpeg, поскольку решение о яркости фотографии может принять только человек. Без этой коррекции нельзя выполнять последующие шаги. Если баланс белого на этом этапе не позволяет достаточно точно определить яркость, отключите цвет, например убрав насыщенность в 0. Важно на этапе съемки точно определять экспозицию, чтобы избежать этот шаг на стадии обработки. Не следует следовать советам, что при съемке в RAW потом можно вытащить все и вся. Этот самый вредный совет от очень плохих фотографов. Имейте это ввиду. Вытаскивая информацию из темного кадра, мы вытаскиваем шум, теряем градации, в т.ч. цветовые. Ничего хорошего в этом нет.

4. Исправление баланса белого. Эта операция выполняется после экспокоррекции. Возможно после приведения баланса белого в норму придется еще раз выполнить экспокоррекцию, но уже более точно.

5. Приводится контраст в норму. То есть выставляется точка черного и белого, а также контраст.

6. Удаление шума. Порой случаются ситуации, в которых нужно поднимать ISO до высоких значений, что приводит к появлению нежелательного шума на фотографиях. Очень хорошо с этой проблемой справляется плагин от компании Nik Software (теперь принадлежит Google и распространяется бесплатно) под названием Dfine. Но современный шумодав в Adobe Camera RAW работает вполне хорошо и особой необходимости в сторонних плагинах нет.

7. Ретушь и удаление различного "фотомусора". Под этим я понимаю в том числе дефекты кожи, различная грязь, посторонние предметы в кадре и прочие артефакты, которых не должно быть на снимке. Что касается ретуши портретов то тут, главное, не перестараться. Многие начинающие начинают ретушировать лица до состояния резиновой маски без какой-либо текстуры кожи. Все должно быть в меру, даже если необходимо сделать фотографию для обложки гламурного журнала. Сюда же можно отнести составление коллажей, замена фона, нанесение текстур и прочие внесения изменений с использованием внешних изображений. Это тот самый шаг, который не любят "настоящие" фотографы и считают, что после этого фотография перестает быть фотографией. И я в чем то согласен с этим мнением.

8. Работа с цветом. Исправление отдельных оттенков. Повышение насыщенности, в том числе локально. Сюда же относится также общее тонирование или раздельное тонирование, например, модно делать холодными тени и теплыми света или наоборот.

9. Кадрирование и приведение разрешения к требованиям (для размещения в Интернет, для печати на бумаге определенного размера с определенным разрешением печати). Не всегда с точки зрения композиции получаются удачные фотографии, поэтому необходимо прибегать к кадрированию для исправления снимка. Конечно, это зависит зачастую от уровня фотографа. По-хорошему, нужно избегать необходимости кадрирования еще на этапе съемки, правильно оценивая композиционное размещение объектов в кадре.

10. Усиление резкости. Порой очень не хватает желаемой резкости на фотографиях. Выполняйте этот шаг на самой финальной стадии обработки.

Остается только сохранить (выгрузить, экспортировать) файлы для печати или размещения в Интернете. Для выгрузки фотографий для печати стоит учитывать цветовой профиль устройства. Профессиональные лаборатории предлагают для этих целей файлы своих профилей. Для выгрузки в Интернет стоит использовать стандартный цветовой web-профиль -sRGB.

Как видите, требования к объему знаний и навыков у профессионального обработчика фотографий ни чуть не меньше, чем у самого фотографа. В конце концов, итог работы зависит именно от обработчика, как он выгрузит фотографии, такой результат и получит клиент. Мне известны очень успешные творческие союзы, где фотограф и обработчик четко разделяют свои обязанности и каждый из них является отличным специалистом в своих областях.

Теперь пару слов о том программном обеспечении, который по моему мнению должен быть в арсенале каждого обработчика фотографий.

Во-первых, необходимо ПО для каталогизации и проявки RAW-файлов. Я рекомендую всем новичкам Adobe Lightroom. Конечно, же это ПО платное, и использование нелегальной копии преследуется по закону. В качестве альтернативы можно использовать бесплатные фирменные программы (Canon Digital Photo Professional, Nikon Capture NX и т.д.). Однако, удобство и возможности Lightroom на сегодняшний день вне конкуренции. Его ближайший платный конкурент - Capture One. Причем C1 имеет более качественную RAW-конвертацию и более продвинутый набор инструментов цветокоррекции.

Во-вторых, для серьезной обработки фотографий необходим Adobe Photoshop. Это тоже платное ПО, но на сегодняшний момент совсем не дорогое, доступное по подписке за небольшую сумму в месяц. Как мне кажется, среди нелегально распространяемого ПО "фотошоп" занимает почетное третье место, после самой операционки MS Windows и офисного пакета MS Office. К сожалению, хороших бесплатных альтернатив просто нет. Можете попробовать бесплатный Gimp. Моё личное знакомство с этим продуктом особого восторга не вызвало.

В-третьих, вам могут понадобиться различные плагины для Adobe Photoshop и отдельные программы обработки фотографий. Настоятельно рекомендую воспользоваться продуктами фирмы Nik Software, особенно Color Efex Pro (Google распространяет теперь бесплатно, за что им огромное спасибо)

Эффективнее всего изучать обработку фотографий с помощью видеоуроков, как бесплатных, множество которых выложено на youtube.com, так и платных. Особенно хочу выделить курсы онлайн школы Profile (profileschool.ru). Это не реклама, поверьте. Среди книг, которые следует прочитать, могу порекомендовать Дэна Маргулиса.

В дальнейшем я не планирую писать статьи о том как работать в тех или иных программных продуктах в плане изучения основ и базовых практик. Но планирую ряд статей о том как обрабатывать фотографии, на что обращать внимание, а также как добиваться тех или иных результатов в виде небольших статей.

Удачи!

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить