Цветокоррекция - это процесс внесения изменений в изображение в целях исправления цветовых дефектов. Среди цветовых дефектов выделяют посторонний цветовой оттенок, яркостные отклонения и отклонения в насыщенности.

Цветокоррекция не подразумевает устранение различных артефактов на изображении, таких как удаление (или внесение) дефектов кожи человека, удаление из кадра лишних деталей, исправление перспективы, кадрирование, добавление или удаление виньетирования и т.п. Цетокоррекция производится для улучшения восприятия сушествующего сюжета на изображении, не изменяя его содержания.

Посторонний цветовой оттенок возникает вследствии несоответствия баланса белого в настройках камеры и цветовой температуры окружаеющего света при съемке или в процессе конвертации изображения из RAW в RGB. Проблему баланса белого можно исправить снимая в RAW. Однако, существуют сложные случаи, с которыми можно столкнуться, например, в концертной съемке, когда свет на сцене может давать непредсказуемые оттенки, которые устраняеются локальной цветокоррекцией. Проблемы конвертации сводятся к отклонениям в точной цветопередаче, когда цвет передается с разной степенью точности. Причем погрешность может достигать существенных отклонений. С этим борятся путем использования профилей камер.

Под яркостными отклонениями подразумевается прежде всего пролемы с экспозицией, нужно ли внести поправку, осветляя или затемняя изображение в целом. Часто можно столкнуться с изображениями, где требуется внести градиентное изменение, затемняя или осветляя какую-либо сторону снимка. Также к яркостным проблемам относится контраст, общий и локальный. Изображения с узким динамическим диапазоном необходимо приводить к полноконтрастному виду, за исключением сюжетов, где требуется сохранить малый контраст, например, в условиях тумана, дымки и т.п..

К яркостным проблемам также относят отсутствие информации в одном из каналов (пересветы, передержки, пробои и т.д.). В ряде случаев информацию можно взять из других каналов, т.е. восстановить детализацию и цвет.

Отклонения в насыщенности особенно актуально в локальной коррекции, когда в изображении требуется эффектно выделить какой-либо объект. Общее усиление насыщенности часто используется в коммерческой съемке, поскольку яркие и насыщенные фотографии воспринимаются неискушенными клиентами как признак профессиональной работы.

Усиление резкости условно также можно отнести к цветокоррекции, поскольку резкость повышается искусственно за счет формирования ореолов на контрастных границах и сокращения ширины контрастных переходов.

Также к цветокоррекции можно отнести тонирование фотографий. Чаще всего тонирование производится после проведения общей цветокоррекции изображения. То есть сперва нужно привести изображение в нормальное состояние, а затем уже внести необходимые оттенки, насыщенности, контрастность и т.п..

В качестве примера возьмем фотографию в jpeg и выполним цветокоррекцию средствами Lightroom из раздела Basic.

Перечислю основные шаги цветокоррекции в виде общего алгоритма действий:

1. Если на изображении есть существенный посторонний оттенок, возникший в частности из-за неверной настройки ББ, исправляем грубо баланс белого.

2. В случае RAW-конвертации указываем подходящий цветовой профиль, который будет применен системой управления цветом в конвертере (в Adobe Lightroom это раздел Camera Calibration).

3. Исправляем экспозицию (затемняя или осветляя изображение в целом).

4. Выполняем тонкую настройку баланса белого.

5. Приводим изображение к полноконтрастному, если это необходимо, двигая ползунки Blacks и Whites. Возможны манипуляции с "извлечением" детализации в тенях и светах ползунками Shadows и Highlights.

6. Выполняем усиление (ослабление) насыщенности (Saturation, Vibrance).

7. При необходимости усиливаем резкость в изображении (в т.ч. Clarity)

При цветокоррекции изображения следует обращать внимание на возможное проявление постеризации, провалы в тенях или пересветы, на проблемы шумов в тенях. При поканальной цветокоррекции необходимо обращать внимание на неизбежный цветовой разбаланс.

В качестве источника знаний настоятельно рекомендуется к прочтению книги Дэна Маргулиса:

Photoshop для профессионалов: классическое руководство по цветокоррекции
Photoshop LAB Color: Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве
Современная технология цветокоррекции в Photoshop: PPW и другие идеи для быстрого улучшения изображений

А также курсы от онлайн школы Profile (profileschool.ru), в частности курсы Андрея Журвлева:

Adobe Photoshop. Базовый уровень
Adobe Photoshop. Продвинутый уровень
Adobe Photoshop. Допечатная подготовка изображений

Обращаю внимание, что Базовый уровень достаточно сложный и насыщен множеством практических приемов, которыми владеют далеко не все цвеокорректоры и "ретачеры". Поэтому не стоит переоценивать свои силы и сразу идти на Продвинутый курс.

Также рекомендую курс Алексея Шадрина - "Цветокоррекция и цифровой Color Management".

Вообще на сайте школы множество курсов и талантливых преподавателей, среди которых хочется выделить Алексея Довгулю с его курсами по ретуши и студийной съемке, а также курсы коммерческой и творческой ретуши от Александра Челдряна. На канале школы в youtube.com, можно найти множество бесплатных мастер-классов и отдельных фрагментов из курсов, выложенных в свободный доступ.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить