Окружающий свет разделяется на естественный и искусственный. Естественный свет мы уже разобрали в предыдущей статье. В этой будем разбираться с искусственным светом и его сочетанием с естественным. Искусственным будем называть свет от любого источника, кроме солнца. Мы сталкиваемся с искусственным светом обычно в помещениях, а также ночью и в сумерки на улице. По большому счету, искусственный свет мало чем отличается от естественного и работа с ним во многом схожа. Для начала перечислим наиболее распространенные источники искусственного света:

1. Свечи, костер, газовая горелка, масляные (нефтяные) лампы и фонари;
2. Лампа накаливания, зачастую используется вольфрам со сплавами в вакуумной колбе, или наполненной инертными или неактивными газами;
3. Галогенная лампа;
4. Лампы на основе электрической дуги: криптоновые, ксеноновые, ртутные (металлогалогенная);
5. Люминесцентные лампы, в т.ч. компактные люминесцентные (в т.ч. так называемые энергосберегающие лампы с содержанием ртути) и газоразрядные (натриевые);
6. Светодиодные лампы;

Наиболее часто фотографы встречаются с лампами накаливания, до недавнего времени широко распространенными в домашних осветительных приборах, и люминесцентными лампами, широко распространенными в офисах. Лампы накаливания в различных исполнениях обладают одним главным недостатком - их температура не превышает, как правило, 3000К и поскольку их мощности зачастую маловато для съемки на прикрытых диафрагмах, приходится снимать со вспышкой или другим дополнительным световым оборудованием, которое необходимо согласовывать по температуре при помощи специальных светофильтров, что крайне неудобно. Главным недостатком люминесцентных ламп для фотографа является их мерцание (проявляется у дешевых и/или некачественных приборов), что может повлиять на оценку экспозиции и баланса белого. Однако, при этом их температура близка к дневному свету (около 5000-6000К) и использование вспышки в данном случае возможно без фильтров. Однако энергосберегающие лампы выпускаются с разным цветовым спектром, что так же необходимо учитывать при использовании вспышки или дополнительного осветительного оборудования.

Затронув тему согласования температуры следует отметить, что зачастую доступный дневной свет из окна не согласуется по температуре с используемым освещением. Здесь редко что-либо можно исправить, поэтому просто нужно учитывать этот момент при съемке. Очень часто снимая в помещениях фотографы используют свет из окна. И действительно, невероятное количество портретов у окна является тому подтверждением.

Снимая в помещениях фотографы сталкиваются с недостатком света. В этих условиях приходится использовать светосильные объективы, длинные выдержки и повышенные ISO. Это чревато смазанными движениями в кадре и шумом на фотографии. Один из сложнейших видов съемки - съемка спортивных соревнований и прочих мероприятий в помещении, с достаточно большого расстояния, когда просто необходимо использовать длиннофокусные объективы и зачастую не разрешается использовать дополнительное освещение. В этих условиях многие используют штативы, особенно удобны бывают моноподы, для того чтобы устранить сотрясения камеры. Ряд фотографов сталкиваются с освещением, которое имеет прерывистый спектр свечения и на снимках с, казалось бы, правильным балансом белого вдруг кожа человека становится зеленоватой. В таких условиях может помочь отснятый ColorChecker Passport. С построенным профилем цвета возвращаются на нужное место.

Важно помнить, что в помещении часто используются источники, которые можно принимать за точечные и располагаются близко к объекту съемки, освещенность помещения в разных точках разная. Не нужно забывать про правило обратных квадратов - освещенность объекта обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника света. Смещение объекта от какого либо светильника может изменить экспозиции на несколько ступеней. Например, если вы снимаете в репортажном жанре вечеринку, где объекты съемки передвигаются постоянно и соответственно зачастую существенно меняется экспозиция, снимать в ручном режиме M, постоянно корректируя параметры, не удобно. Имеет смысл переключиться в режим AV и дать камере возможность самой выставлять ISO, установив лишь верхний предел этого значения, и оперировать диафрагмой. Вспышку же использовать в режиме TTL, в котором необходимую мощность импульса задает камера. Конено, можно в режиме M задать ISO в AUTO, но в помещении и так обычно ISO поднято до предельного уровня. Таким образом в достаточно динамичной ситуации следует прибегать к полуавтоматическим режимам - Av и Tv, которые будут подбирать нужную экспозицию автоматически.

Для решения проблем с недостаточной освещенностью используются вспышки, студийное оборудование и даже подручные осветители типа строительных прожекторов и т.п. Имеет смысл ознакомиться с видеосветом, который сейчас реализуется в большинстве своем на светодиодах. В последнее время появились студийные световые приборы постоянного света, например, от компании Dedolight. Но повторюсь, не стоит забывать про согласование температуры источников света.

В этой статье рассмотрены были источники постоянного света, а в следующей будут более подробно расмотрены источники импульсного света - вспышки и студийный импульсный свет.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить