Это незаконченный материал.

RawLab - это приложение для Windows, позволяющее преобразовать RAW-файл в формат, пригодный для дальнейшей обработки в Adobe Photoshop или других подобных программах. RawLab предоставляет возможности, обычно скрытые в традиционных RAW-конвертерах, и потому требует определенную подготовку пользователей.

Adobe Photoshop имеет в своем составе модуль Adobe Camera Raw, который позволяет преобразовывать RAW-файлы перед их открытием, и надо сказать работает ACR вполне хорошо. Однако пользователь не имеет возможности влиять на процесс конвертации, управлять множителями баланса белого, менять режим интерполяции, корректировать уровень черного или насыщения и т.п.. Пользователь даже не обладает информацией о том, что именно происходит в процессе преобразования RAW-данных. А поводов усомниться в корректности конвертации предостаточно. И такая ситуация происходит не только с ACR, а практически со всеми RAW-конвертерами, за исключением, пожалуй, RPP и Rawtherapee. Кроме того, коммерческие конвертеры преследуют цель выполнить конвертацию масимально быстро и комфортно, поэтому избегают использования медленных операций. Поэтому даже если пользователь имет желание и время для получения более качественных результатов, приходится довольствоваться только имеющимися средствами.

RawLab изначально задумывалась как альтернатива ACR, позволяющая управлять на более низком уровне процессом RAW-конвертации. Кроме того, RawLab используется автором как испытательная лаборатория, в которой можно экспериментировать как с RAW-данными, так и с результатами конвертации.

Список некоторых возможностей, которые обычно отсутствуют в популярных RAW-конвертерах:

- Извлечение необработанных RAW-данных без применения баланса белого, вычитания черного, масштабирования, демозаики и постпроцессинга
- Извлечение встроенной миниатюры (jpeg или bmp файл, сгенерированный камерой и встроенный в RAW)
- Применение баланса белого непосредственно через множители, а не через традиционные Temp/Tint параметры
- Отключение баланса белого (режим UniWB)
- Конвертация в любое цветовое пространство, в том числе в пространство камеры (без цветового преобразования)
- Честная конвертация без каких-либо улучшалок, в частности шумоподавлений и повышения резкости
- Применение любой гаммы, в т.ч. отключение гамма-коррекции
- Применение уровней черного и насыщения
- Сохранение полного размера изображения (ACR обрезает края на несколько пикселей)
- Сохранение честного 16-битного изображения (ACR сохраняет 15-бит)

При открытии RAW-файлов в Photoshop из Lightroom по-умолчанию задействуется ACR с настройками Lightroom. Чтобы задействовать RawLab вместо ACR, был написан плагин для Lightroom, который позволяет непосредственно из Lightroom запускать RawLab, а из RawLab открывать сконвертированный tiff-файл в Photoshop, минуя ACR. Также RawLab имеет возможность работы через командную строку с указанием поддерживаемых параметров.

Для применения параметров каждый раз необходимо выполнять полный цикл конвертации, нажимая кнопку Apply. Это отличает Raw от других конвертеров, где настройки применяются уже к сконвертированному изображению. Такая же идея заложена в RPP и это правильный подход. RawLab использует для RAW-конвертации библиотеку LibRaw и позволяет управлять всеми имеющимися параметрами в этой библиотеке непосрественно через графический интерфейс. Интерфейс не имеет мультиязычной поддержки и использует англоязычные термины, принятые в цифровой фотографии.

Открытие RAW-файла

Файл открывается либо через меню File, либо через кнопку на панели команд (справа от меню), либо через комбинацию Ctrl+O. При открытии в области изображения выводится сперва миниатюра из RAW-файла (если есть), применяются настройки по-умолчанию и запускается сразу конвертация, а по окончанию конвертации выводится результат преобразования в области изображения. По-умолчанию, для ускорения работы используется режим интерполяции - Half, при котором размер изображения уменьшен в два раза. Рекомендуется подбирать параметры конвертации именно в этом режиме, поскольку эти сильно экономит время и только, когда есть полная уверенность в подобранных параметрах, менять режим на нужный и запускать финальную конвертацию.

Переключение между миниатюрой и результатами RAW-конвертации

В отличии от других конвертеро, RawLab позволяет просмотреть миниатюру (preview, обычно в формате jpeg) из RAW-файла, сгенерированную камерой в момент съемки и сравнить с результатами своей конвертации. Переключаться можно как через меню, так и кнопками на панели команд, либо комбинацией Shift+Tab.

Переключение между параметрами конвертации и свойствами RAW-файла

Комбинация Ctrl+Tab позволяет переключаться между вкладками с параметрами RAW-конвертации и свойствами RAW-файла.

Гистограмма

В настоящее время в окне гистограммы показывается результат RAW-конвертации, согласно модели RGB. При наведении курсора на окно гистограммы можно получить информацию о клиппинге в %. В дальнейшем планируется добавить гистограмму непосредственно RAW-данных.

White Balance - баланс белого

Управление балансом белого, в отличие от традиционных RAW-конвертеров, осуществляется через множители, что дает более точный контроль, при этом одновременно рассчитывается для заданных настроек привычная температура (Temp) и отттенок (Tint), используя цветовые матрицы камер от Adobe. Не рекомендуется снимать опцию Auto Green2, которая позволяет управлять вручную множителем второго зеленого канала (эта возможность необходима только в случаях обнаружения эффекта шахматного узора, вызванного разбалансировкой между зелеными каналами, что встречается крайне редко).

Имеется список пресетов, который заполняется данными, полученными из exif, а также рассчитанными в ходе распаковки RAW.

Баланс белого можно замерить, выбрав режим WB picker mode, и кликнув в области изображения. Neutral подразумевает замер на нейтральных тонах. Skin позволяет определять баланс белого, замеряя кожу человека (необходимо стараться замерять среднеосвещенные области, избегая теней. Sky позволяет определять баланс белого, замеряя голубое небо.

Экспокоррекция

Exposure осуществляет сдвиг экспозиции в стопах (Ev) и выполняется до интерполяции и линейным образом, пока не происходит компрессии светов, задаваемой параметром Preserve highlights. Сохранение светов задается в диапазоне от 0 до 1 и означает, какое количество светов, выходящих за уровень насыщения необходимо сохранить.

Управление яркостью

Помимо экспокоррекции имеется параметр Brightness, который работает строго линейным образом после интерполяции. Можно использовать опцию определения автоматической яркости Auto brightness, которая повышает яркость до тех пор, пока не появится клиппинг в каналах, который задается параметром Clipped pixels. Определеляемая автоматическая яркость не заменяет значения Brightness, эти значения суммируются. Т.е. это два фактически независимых инструмента управления яркостью.

Восстановление светов

Highlight mode содерижит 10 режимов восстановления светов. Clip выключает восстановление светов и все данные в клиппинге будут обрезаны. Unclip изменяет экспозицию до тех пор пока все данные не уместятся до уровня насыщения. Остальные режимы являются более сложными вариантами Unclip (экспокоррекция вниз + восстановление информации).

Описать подробнее режимы Blend и Rebuild3-9

Гамма-коррекция

Gamma-curve содержит некоторые распространенные гамма-кривые: Rec.709, sRGB, L-star, экспоненциальные 1.8 и 2.2, и Linear (линейная, т.е. отсутствия гамма-коррекции). Помимо того, можно задать гамма-кривые параметрами Gamma (инвертированный показатель степени) и Slope (прямолинейный участок кривой).

Выходной профиль

Output profile определяет профиль, в который будет преобразовано изображение. Camera RAW означает, что будут сохранены цвета в цветовом пространстве камеры. Этот режим необходим только для целей профилирования. Далее имеются стандартные профили sRGB, Adobe RGB, WideGamut RGB, ProPhoto RGB, а также редко используемые XYZ и ACES. Кроме того, выходные профили можно добавлять в каталог oprofile (расширение профиля должно быть icc) и они будут отображаться в выпадающем списке (нет необходимости перезапускать программу, профили отображаются в списке динамически).

Входной профиль

Camera profile - определяет профиль камеры, который будет участвовать в преобразовании цвета из пространства камеры в пространство выходного профиля. Эти профили с расширением icc должны размещаться в каталоге camprofile.

Внимание! Встроенные выходные профили (sRGB, Adobe RGB, WideGamut RGB, ProPhoto RGB, XYZ и ACES) не работают с входными профилями, для них задействуются встроенные цветовые матрицы. Чтобы задействовать входные профили, необходимо выбирать внешние выходные профили (сохраняемые в каталоге oprofile). Преобразование выполняется через lcms2.

Встроенные цветовые матрицы

Camera matrix описать подробно.

Демозаика и связанные параметры

Interpolation определяет режим демозаики RAW-изображения. Режим No interpolation отключает этап демозаики и позволяет отображать/сохранять изображение в том виде, в каком его запечатлел сенсор камеры.

DCB iterations определяет количество циклов коррекции после режима интерполяции DCB.

Median filter passes определяет количество проходов медианного фильтра.

Описать подробно.

Interpolate RGGB as four colors включает раздельную интерполяцию для зеленых компонент (по-умолчанию выключена).

Green matching включает подавление разбаланса зеленых каналов.

Disable pixel value scaling отключает автоматическое масштабирование значений (вызов scale_colors() в dcraw_process()), которое необходимо в случае получения неинтерполированного RAW-изображения.

Выбор изображения

Shot позволяет выбрать изображение, если в RAW-файле присутствуют несколько.

Управление ориентацией изображения

Use Fuji rotate включает автоматический поворот для изображений с сенсоров Fuji.

Flip позволяет указать поворот изображения. Вариант from RAW означает, что будет использована ориентация, заданная настройками камеры в момент съемки.

Уровни черного

Как известно уровень черного определяется уровнем шума и значения ниже этого уровня не содержат полезной информации. Но бывают случаи, когда следует изменить этот параметр. Например, если глубокие тени не выглядят черными, а с некоторой дымкой, следует поднять уровень черного. Это аналогично управлению Black параметром в ACR, который задает точку черного на этапе постобработки (обычный сдвиг вправо нижней точки кривой).

Значение 0 означает, что уже выполнено вычитание уровня черного на этапе распаковки или непосредственно в камере. Уровень черного может считываться из RAW-файла, либо может быть жестко прописано в коде, либо рассчитываться при распаковке.

Управлять уровнем черного можно через параметр Black для всех каналов одинаково, а можно раздельно для каждого канала через соответствующие параметры Red|Green|Blue|Green2 black level.

Уровень насыщения

Maximum level задает максимальный сигнал (уровень насыщения). Этот параметр для некоторых камер рассчитывается из данных, для других жестко прописан в коде. Значение maximum может меняться на стадии постпроцессинга (после вычитания черного) и автоустановкой максимума на основании поканальных максимумов в реальных данных (регулируется параметром Max threshold).

Max threshold управляет авто-установкой значения maximum, используемого на стадии постпроцессинга. Если поканальный максимум (data_maximum) больше чем maximum*adjust_maximum_thr, то поле maximum будет установлено в значение, рассчитанное по данным конкретного снимка. 
Стандартное значение поля: 0.75. Если вы установите его больше чем 0.99999, то будет использовано стандартное значение. Если вы установите adjust_maximum_thr меньше чем 0.00001, то корректировка максимума будет выключена. 
Автокорректировка максимума не должна повреждать снимки (особенно если используется стандартное значение), но очень полезна при обработке снимков с выбитыми (пересвеченными) участками и позволяет автоматически бороться с "розовыми облаками" (для дневного света) и с "сине-зелеными светами" (для освещения лампами накаливания).

Карта дефектных пикселей

Bad pixels map позволяет выбрать файл с картой дефектных (сбойных, горячих) пикселей. Файлы карт дефектных пикселей необходимо хранить в каталоге badpixels.

Файл черной рамки

Dark frame позволяет выбрать файл с черной рамкой (темновой файл). Файлы (16-битный PGM-файл) должны храниться в каталоге darkframe.

Описать как получить файл с черной рамкой.

Хроматические аберрации

Chromatic aberrations (dcraw parameters) - это режим исправления ХА из dcraw (ключ -С, параметр aber), применяется в функции scale_colors. Изменяются только два параметра: Red и Blue канал в диапазоне 0.999-1.001.

Chromatic aberrations suppressions (RT) - это режим исправления ХА, заимствованный из RawTherapee (параметры ca_correc и cared+cablue), применяется в функции dcraw_process после scale_colors. Red и Blue каналы изменяются в диапазоне -4..+4 (0 означает отсутствие коррекций). Автор Emil Martinec.

Шумоподавление

Noise reduction (dcraw style) определяет уровень вейвлет-преобразования для подавления шума с сохранением настоящих деталей. Следует пробовать значения в пределах 100-1000.

FBDD noise reduction определяет уровень подавления шума в режиме интерполяции DCB (0 - отключен, 1 - слабое подавление, 2 - сильное подавление). FBDD (Fake Before Demosaicing Denoising) - алгоритм, разработанный автором DCB (Jacek Góźdź).

Line noise reduction включает подавление полосатости (banding) при помощи DCT фильтрации (автор Emil Martinec), разумный диапазон параметра от 0.001 до 0.02.

Luminance|Color noise reduction включают соответственно подавление яркостного и цветового шума (импульсного и высокочастотного). Автор Emil Martinec. Разумные значения от 0.005 до 0.05. Распространенное значение 0.01.

Maze artifacts reduction включает подавление "лабиринтных" данных. Автор Emil Martinec. Разумные значения от 0.01 до 0.1.

Подавление бэндинга

Banding suppressions позволяет подавлять полосатость (banding) поканально. Автор Ян Владимирович Сизов (фотограф из "Коммерсант")

В RawLab, как и в любой другой программе, есть ошибки и нерешенные проблемы. Информация об обнаруженных ошибках, жалобы и просто пожелания всегда приветствуется.