Это незаконченный материал.

RawLab - это RAW-конвертер. Представляет собой приложение для Windows, позволяющее преобразовать RAW-файл в формат, пригодный для дальнейшей обработки в Adobe Photoshop или других подобных программах. RawLab предоставляет возможности, обычно скрытые в традиционных RAW-конвертерах, и потому требует определенную подготовку пользователей.

Как известно, Adobe Photoshop имеет в своем составе модуль Adobe Camera Raw, который позволяет преобразовывать RAW-файлы перед их открытием, и надо сказать работает ACR вполне хорошо. Однако пользователь не имеет возможности влиять на процесс конвертации на низком уровне, т.е. управлять множителями баланса белого, менять режим интерполяции, корректировать уровень черного или насыщения и т.п.. Пользователь даже не обладает информацией о том, что именно происходит в процессе преобразования RAW-данных. Такая ситуация обстоит не только с ACR, а практически со всеми RAW-конвертерами, за исключением, пожалуй, RPP и Rawtherapee. Коммерческие конвертеры преследуют цель выполнить конвертацию масимально быстро и комфортно, поэтому избегают использования медленных операций. Поэтому даже если пользователь имеет желание и время для получения более качественных результатов, приходится довольствоваться только имеющимися средствами.

RawLab изначально задумывалась как альтернатива ACR, позволяющая управлять на более низком уровне процессом RAW-конвертации. Кроме того, RawLab используется автором как испытательная лаборатория, в которой можно экспериментировать как с RAW-данными, так и с результатами конвертации.

Список некоторых возможностей, которые обычно отсутствуют в популярных RAW-конвертерах:

- Извлечение необработанных RAW-данных без применения баланса белого, вычитания черного, масштабирования, демозаики и постпроцессинга
- Извлечение встроенной миниатюры (jpeg или bmp файл, сгенерированный камерой и встроенный в RAW)
- Применение баланса белого непосредственно через множители, а не через традиционные Temp/Tint параметры
- Отключение баланса белого (режим UniWB)
- Конвертация в любое цветовое пространство, в том числе в пространство камеры (без цветового преобразования)
- Честная конвертация без каких-либо улучшалок, в частности шумоподавлений и повышения резкости
- Применение любой гаммы, в т.ч. отключение гамма-коррекции
- Применение уровней черного и насыщения
- Сохранение полного размера изображения (ACR обрезает края на несколько пикселей)
- Сохранение честного 16-битного изображения (ACR сохраняет 15-бит)

При открытии RAW-файлов в Photoshop из Lightroom по-умолчанию задействуется ACR с настройками Lightroom. Чтобы задействовать RawLab вместо ACR, был написан плагин для Lightroom, который позволяет непосредственно из Lightroom запускать RawLab, а из RawLab открывать сконвертированный tiff-файл в Photoshop, минуя ACR. Также RawLab имеет возможность работы через командную строку с указанием поддерживаемых параметров.

Для применения параметров каждый раз необходимо выполнять полный цикл конвертации, нажимая кнопку Apply. Это отличает Raw от других конвертеров, где настройки применяются уже к сконвертированному изображению. Такая же идея заложена в RPP и это правильный подход. RawLab использует для RAW-конвертации библиотеку LibRaw (которая является библиотечной реализацией и дальнейшим развитием dcraw) и позволяет управлять всеми имеющимися параметрами в этой библиотеке непосрественно через графический интерфейс. Интерфейс не имеет мультиязычной поддержки и использует англоязычные термины, принятые в цифровой фотографии.

Открытие RAW-файла

Файл открывается либо через меню File, либо через кнопку на панели команд (справа от меню), либо через комбинацию Ctrl+O. При открытии в области изображения выводится сперва миниатюра из RAW-файла (если есть), применяются настройки по-умолчанию и запускается сразу конвертация, а по окончанию конвертации выводится результат преобразования в области изображения. По-умолчанию, для ускорения работы используется режим интерполяции - Half, при котором размер изображения уменьшен в два раза. Рекомендуется подбирать параметры конвертации именно в этом режиме, поскольку эти сильно экономит время и только, когда есть полная уверенность в подобранных параметрах, менять режим на нужный и запускать финальную конвертацию.

Переключение между миниатюрой и результатами RAW-конвертации

В отличии от других конвертеро, RawLab позволяет просмотреть миниатюру (preview, обычно в формате jpeg) из RAW-файла, которая сгенерирована камерой в момент съемки и хранится внутри RAW-файла, и сравнить с результатами своей конвертации. Переключаться можно как через меню, так и кнопками на панели команд, либо комбинацией Shift+Tab.

Переключение между параметрами конвертации и свойствами RAW-файла

Комбинация Ctrl+Tab позволяет переключаться между вкладками с параметрами RAW-конвертации и свойствами RAW-файла. Помимо свойств можно просмотреть информацию из exif через меню Tools->Exif (комбинация клавиш Ctrl+E).

Гистограмма

В настоящее время в окне гистограммы показывается результат RAW-конвертации, согласно модели RGB. При наведении курсора на окно гистограммы можно получить информацию о клиппинге в %. В дальнейшем планируется добавить гистограмму непосредственно RAW-данных.

White Balance - баланс белого

Управление балансом белого, в отличие от традиционных RAW-конвертеров, осуществляется через множители, что дает более точный контроль, при этом одновременно рассчитывается для заданных настроек привычная температура (Temp) и отттенок (Tint), используя цветовые матрицы камер от Adobe. Не рекомендуется снимать опцию Auto Green2, которая позволяет управлять вручную множителем второго зеленого канала (эта возможность необходима только в случаях обнаружения эффекта шахматного узора, вызванного разбалансировкой между зелеными каналами, что встречается крайне редко).

Имеется список пресетов, который заполняется данными, полученными из exif, а также рассчитанными в ходе распаковки RAW.

Баланс белого можно замерить, выбрав режим WB picker mode, и кликнув в области изображения с зажатой клавишей Ctrl. Neutral подразумевает замер на нейтральных тонах. Skin позволяет определять баланс белого, замеряя кожу человека (необходимо стараться замерять среднеосвещенные области, избегая теней). Sky позволяет определять баланс белого, замеряя голубое небо.

Экспокоррекция

Exposure осуществляет линейный сдвиг экспозиции в стопах (Ev) и выполняется до интерполяции, пока не происходит компрессии светов, задаваемой параметром Preserve highlights. Сохранение светов задается в диапазоне от 0 до 1 и означает, какое количество светов, выходящих за уровень насыщения необходимо сохранить.

Управление яркостью

Помимо экспокоррекции имеется параметр Brightness, который работает строго линейным образом после интерполяции. Можно использовать опцию определения автоматической яркости Auto brightness, которая повышает яркость до тех пор, пока не появится клиппинг в каналах, который задается параметром Clipped pixels. Определеляемая автоматическая яркость не заменяет значения Brightness, эти значения суммируются. Т.е. это два фактически независимых инструмента управления яркостью.

Восстановление светов

Highlight mode содержит 10 режимов восстановления светов. Clip выключает восстановление светов и все данные в клиппинге будут обрезаны. Unclip изменяет экспозицию до тех пор пока все данные не уместятся до уровня насыщения, при этом в пересвеченных областях возможно появление розоватого цвета. Blend работает так же как Unclip, но пересвеченные области делает нейтрально-серыми (именно так работает ACR). Остальные режимы являются более сложными вариантами Unclip (экспокоррекция вниз + восстановление информации) и занимают гораздо больше времени, чем первые три.

Гамма-коррекция

Gamma-curve содержит некоторые распространенные гамма-кривые: Rec.709, sRGB, L-star, экспоненциальные 1.8 и 2.2, и Linear (линейная, т.е. отсутствия гамма-коррекции). Помимо того, можно задать гамма-кривые параметрами Gamma (инвертированный показатель степени) и Slope (прямолинейный участок кривой).

Выходной профиль

Output profile определяет профиль, в который будет преобразовано изображение. Camera RAW означает, что будут сохранены цвета в цветовом пространстве камеры. Этот режим необходим только для целей профилирования. Далее имеются стандартные профили sRGB, Adobe RGB, WideGamut RGB, ProPhoto RGB, а также редко используемые XYZ и ACES. Кроме того, выходные профили можно добавлять в каталог oprofile (расширение профиля должно быть icc) и они будут отображаться в выпадающем списке (нет необходимости перезапускать программу, профили отображаются в списке динамически).

Входной профиль

Camera profile - определяет профиль камеры, который будет участвовать в преобразовании цвета из пространства камеры в пространство выходного профиля. Эти профили с расширением icc должны размещаться в каталоге camprofile.

Внимание! Встроенные выходные профили (sRGB, Adobe RGB, WideGamut RGB, ProPhoto RGB, XYZ и ACES) не работают с входными профилями, для них задействуются встроенные цветовые матрицы. Чтобы задействовать входные профили, необходимо выбирать внешние выходные профили (сохраняемые в каталоге oprofile). Преобразование выполняется через lcms2.

Встроенные цветовые матрицы

Camera matrix позволяет задать режим использования входных цветовых матриц. В RawLab имеется три варианта использования матриц: 1 - матрицы LibRaw, 2 - матрица, встроенная в RAW-файл и 3 - матрицы RawLab.

Use LibRaw matrix - указывает использовать матрицы LibRaw, частично заимстованные из dcraw (в котором матрицы заимствованы из Adobe DNG Converter для цветовой температуры 6500K). Встроенные в RAW-файл матрицы игнорируются.

Use embedded for DNG or if WB is AsShot - указывает использовать встроенную в RAW-файл матрицу (если есть), если при конвертации используется баланс белого AsShot (как снято камерой), либо встроенную в файл DNG при любом балансе белого.

Use embedded profile if present - позволяет обойти ограничение предыдущего режима, т.е. указывает использовать встроенную в RAW-файл матрицу (если есть) независимо от того, какой баланс белого выбран при конвертации.

Use RawLab matrix - является режимом по умолчанию и указывает использовать матрицы из базы данных RawLab (хранятся в файле mtx.xml). Базу данных mtx.xml можно изменять самому, внося свои матрицы. Основное отличие Use RawLAb matrix от Use LibRaw matrix заключается в том, что база содержит матрицы для двух источников света - 2850К и 6500К, а цветовая матрица рассчитывается динамически в зависимости от выбранной температуры (регулируется множителями ББ). Помимо этого учитываются поправки CameraCalibration, а для камер Canon калибровки, хранящиеся в exif. Эта идея заложена в стандарте DNG и по мнению автора является, как минимум, весьма правильным решением. База mtx формируется из профилей Adobe DNG Converter.

Демозаика и связанные параметры

Interpolation определяет режим демозаики RAW-изображения. Режим No interpolation отключает этап демозаики и позволяет отображать/сохранять изображение в том виде, в каком его запечатлел сенсор камеры. По-умолчанию используется режим Half size, который по сути не является режимом интерполяции и создает RGB-пиксель из четырех RAW пикселей, таким образом, уменьшая размер вдвое. Этот режим работает крайне быстро и очень удобен для первичной настройки параметров конвертации.

DCB iterations определяет количество циклов коррекции после режима интерполяции DCB.

Median filter passes определяет количество проходов медианного фильтра. Выполняется после интерполяции для удаления цветовых артефактов, применяя 3x3 медианный фильтр для R-G и B-G каналов. 2 цикла вполне достаточно для достижения хороших результатов. Для режима интерполяции VCD+AHD применяется отдельный свой медианный фильтр (при этом dcraw фильтр отключается). Цветовые артефакты могут возникать при выявлении мелких деталей на снимке. Фильтр размывает цвет, оставляя нетронутым яркостную составляющую.

Interpolate RGGB as four colors включает раздельную интерполяцию для зеленых компонент (по-умолчанию выключена).

Green matching включает подавление разбаланса зеленых каналов.

Disable pixel value scaling отключает автоматическое масштабирование значений (вызов scale_colors() в dcraw_process()), которое необходимо в случае получения неинтерполированного RAW-изображения.

Выбор изображения

Shot позволяет выбрать изображение, если в RAW-файле присутствуют несколько изображений.

Управление ориентацией изображения

Use Fuji rotate включает автоматический поворот для изображений с сенсоров Fuji.

Flip позволяет указать поворот изображения. Вариант from RAW означает, что будет использована ориентация, заданная настройками камеры в момент съемки.

Уровни черного

Как известно, уровень черного определяется уровнем шума и значения ниже этого уровня не содержат полезной информации. В ходе RAW-конвертации происходит вычитание уровня черного, т.е. смещение значений RGB в меньшую сторону. Бывают ситуации, когда следует изменить этот параметр. Например, если глубокие тени не выглядят черными, а с некоторой дымкой, следует поднять уровень черного. Это аналогично управлению Black параметром в ACR, который задает точку черного на этапе постобработки (обычный сдвиг вправо нижней точки кривой).

Значение 0 означает, что уже выполнено вычитание уровня черного на этапе распаковки или непосредственно в камере. Уровень черного может считываться из RAW-файла, либо может быть жестко прописано в коде, либо рассчитываться при распаковке.

Управлять уровнем черного можно через параметр Black для всех каналов одинаково, а можно раздельно для каждого канала через соответствующие параметры Red|Green|Blue|Green2 black level. При этом нужно учитывать, что необходимо также компенсировать соответствующий канал баланса белого.

Уровень насыщения

Maximum level задает максимальный сигнал (уровень насыщения). Этот параметр для некоторых камер рассчитывается из данных, для других жестко прописан в коде. Значение maximum может меняться на стадии постпроцессинга (после вычитания черного) и автоустановкой максимума на основании поканальных максимумов в реальных данных (регулируется параметром Max threshold).

Max threshold управляет авто-установкой значения maximum, используемого на стадии постпроцессинга. Если поканальный максимум (data_maximum) больше чем maximum*adjust_maximum_thr, то поле maximum будет установлено в значение, рассчитанное по данным конкретного снимка. 
Стандартное значение поля: 0.75. Если вы установите его больше чем 0.99999, то будет использовано стандартное значение. Если вы установите adjust_maximum_thr меньше чем 0.00001, то корректировка максимума будет выключена. 
Автокорректировка максимума не должна повреждать снимки (особенно если используется стандартное значение), но очень полезна при обработке снимков с выбитыми (пересвеченными) участками и позволяет автоматически бороться с "розовыми облаками" (для дневного света) и с "сине-зелеными светами" (для освещения лампами накаливания).

Карта дефектных пикселей

Bad pixels map позволяет выбрать файл с картой дефектных (сбойных, горячих) пикселей. Файлы карт дефектных пикселей необходимо хранить в каталоге badpixels. Режим автоматического удаления дефектных пикселей в RawLab (LibRaw и dcraw) на данный момент отсутствует, возможно будет добавлен позже.

Файл черной рамки

Dark frame позволяет выбрать файл с черной рамкой (темновой файл). Файлы (16-битный PGM-файл) должны храниться в каталоге darkframe.

Описание как получить файл с черной рамкой будет добавлено позже.

Хроматические аберрации

Chromatic aberrations (dcraw parameters) - это режим исправления ХА из dcraw (ключ -С, параметр aber), применяется в функции scale_colors. Изменяются только два параметра: Red и Blue канал в диапазоне 0.999-1.001.

Chromatic aberrations suppressions (RT) - это режим исправления ХА, заимствованный в LibRaw из RawTherapee (параметры ca_correc и cared+cablue), применяется в функции dcraw_process после scale_colors. Red и Blue каналы изменяются в диапазоне -4..+4 (0 означает отсутствие коррекций). Автор Emil Martinec.

Шумоподавление

Noise reduction (dcraw style) определяет уровень вейвлет-преобразования для подавления шума с сохранением настоящих деталей. Следует пробовать значения в пределах 100-1000.

FBDD noise reduction определяет уровень подавления шума в режиме интерполяции DCB (0 - отключен, 1 - слабое подавление, 2 - сильное подавление). FBDD (Fake Before Demosaicing Denoising) - алгоритм, разработанный автором DCB (Jacek Gózdz).

Line noise reduction включает подавление полосатости (banding) при помощи DCT фильтрации (автор Emil Martinec), разумный диапазон параметра от 0.001 до 0.02.

Luminance|Color noise reduction включают соответственно подавление яркостного и цветового шума (импульсного и высокочастотного). Автор Emil Martinec. Разумные значения от 0.005 до 0.05. Распространенное значение 0.01.

Maze artifacts reduction включает подавление "лабиринтных" данных. Автор Emil Martinec. Разумные значения от 0.01 до 0.1.

Подавление бэндинга

Banding suppressions позволяет подавлять полосатость (banding) поканально. Автор Ян Владимирович Сизов (фотограф из "Коммерсант"). Если Вы наблюдаете постеризацию на сконвертированном из RAW RGB-изображении, следует попробовать эту функцию.

Сохранение миниатюры

RawLab позволяет сохранить миниатюру, хранящуюся внутри RAW-файла через меню File->Save Preview или через соответствующую кнопку на панели команд (Ctr+Shift+S). В зависимости от формата, сохраняется либо jpeg, либо ppm-файл.

Сохранение результата RAW-конвертации

Сохранение сконвертированного изображения выполняется через меню File->Save. На формат сохранения влияют два параметра, которые задаются в окне Настроек (File->Preferences, или на панели команд, Ctrl+Shift+P): Use Tiff output - сохранение в tiff формате (иначе ppm формат) и Use 16-bit output - сохранять 16-битное RGB-изображение (иначе 8-битное). Рекомендуется обе опции держать включенными.

Использование RawSpeed

Библиотека RawSpeed, входящая в состав LibRaw позволяет ускорить распаковку некоторых поддерживаемых RAW-форматов. Использование RawSpeed включается в Настройках через меню File->Preferences (опция Use RawSpeed)

Открытие сохраненного файла в Adobe Photoshop

После сохранения сконвертированного файла его можно автоматически открыть в Adobe Photoshop. Нужно указать в Настройках, где расположен исполняемый файл Adobe Photoshop и задействовать опцию Open in Photoshop after saving. Также есть кнопка на панели команд (в нажатом положении кнопки после сохранения будет запущен Photoshop и открыт в нем сохраненный файл, в отжатом состоянии Photoshop не задействуется).

Использование Системы Управления Цветом

В RawLab используется CMS LittleCMS для управления конвертации изображения в пространство монитора. Для этого задействуется системный профиль. Рекомендуется использовать отпрофилированный монитор и включенную опцию Use CMS.

В RawLab, как и в любой другой программе, есть ошибки и нерешенные проблемы. Информация об обнаруженных ошибках, жалобы и просто пожелания всегда приветствуется.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить