Прежде чем рассказывать о том, как изменился мой рабочий поток (workflow), следует рассказать о том, что же было раньше и зачем все эти трудности. Несколько лет я использовал вполне стандартный рабочий поток:

1. Моя камера поддерживает две карты памяти, и на обе пишутся одинаковые копии RAW-файлов. Это перестраховка от выхода из строя одной из карт. Когда нужно быстро отдать клиенту jpeg сразу после съемки, на одну карточку сохраняю jpeg, на другую RAW.

2. Всегда копирую новые RAW на диск. Чаще всего импортом в Lightroom. Не использую Capture One по трем причинам: привычка, нет поддержки dng-профилирования и цена. Создавать icс профили для всевожзможных условий съемки занятие хлопотное. А встроенные профили меня попросту не устраивают.

3. Итак, загружаю RAW файлы без преобразования в DNG в каталог Lightroom. Если это "домашние" (семейные) фотографии, то в общий домашний каталог. Если не "домашние", то в отдельный каталог, который именую как YYYYMMDD_NAME, т.е. дата и краткое наименование. При импорте использую специально заготовленный пресет, который убирает шарпинг в 0, меняет профиль на свой (созданный dual-профиль для камеры), понижает контраст для процесса 2012 в -33, и применяется коррекция объектива. При импорте создаю смарт-превьюшки.

4. Далее отключаю каталог с загруженными RAW-файлами (просто переименовываю каталог) и листаю все превьюшки, выбраковывая технически плохие фотографии и оценивая каждую обычным рейтингом. Смарт-превью помогает сильно сократить время просмотра, правда для его создания увеличивается время при импорте фотографий.

5. Далее фильтрую отбракованные фотографии и работаю в модуле Develop. Каждая фотография проходит этап цветокоррекции по принципу от наиболее проблемного параметра к наименее. Т.е. если хуже всего выглядит ББ, правлю первым делом его. Если экспозиция, значит корректирую экспозицию. Чаще всего (поскольку ББ камера довольно точно определяет) двигаю экспозицию (здесь и далее, если нужно), подтягиваю контраст, двигаю черную и белую точки, света и тени. Если смущает баланс, двигаю Saturation и Vibrance в 100. Затем убираю необычный цвет и возвращаю насыщенность обратно. Обычно никогда не трогаю ползунки с цветом, кривые и прочее.

6. Часто прибегаю к пресетам от VSCO, позволяющим довольно неплохо имитировать пленку. Не для всех камер работает хорошо, не стоит надеяться на гарантированно прекрасный результат. Очень многое зависит от контраста сцены и правильной экспозиции (при съемке).

7. Если есть задача отретушировать что-нибудь открываю всемогущий Photoshop.

8. Финально всегда поднимал Clarity, Vibrance, почти не трогал Saturation, резкость на нуле (достаточно указать при выгрузке в jpeg). Кадрирую и иногда добавляю немного виньетирования (если кадрирование не делал, то возвращал родное виньетирование по вкусу). Изредка борюсь с шумами встроенным шумодавом в Lightroom. Перепробовав многие инструменты, пришел к выводу, что начиная с версии 5 Lightroom давит шум вполне хорошо.

9. Выгружаю отдельно два каталога с jpeg, с маленькими изображениями для web (1024 пикселей по длинной стороне), и с полноразмерными для печати.

10. Со временем RAW-файлы перемещаются на архивный внешний жесткий диск, и если уж очень хочется, то избранные джипеги остаются жить в основной домашней базе.

Это если кратко. Но вот все чаще и чаще я стал обращаться за конвертацией в RPP и пришел к тому, что просто необходимо уже полностью переключиться на использование этого RAW-конвертера. Но нужно тогда выстроить новый рабочий поток, и тут возникают несколько вопросов:

1. В качестве каталогизатора все равно придется использовать Lightroom (или Bridge, или C1, или что то еще). Разумно открывать файлы прямо из RPP и через Next корректировать их по порядку, а не открывать по одному через плагин RPP.

2. Я работаю под Windows, в виртуальной машине тоже можно установить Lightroom, но вот интеграция Lightroom и RPP оставляет желать лучшего. Полезного применения этого плагина в Lightroom для себя я так и не нашел. После экспорта через плагин в RPP файл можно сохранить в каталоге с исходным RAW-файлом. Далее можно синхронизировать каталог через соответствующее меню. Только вот ни рейтинга, ни ключевых слов у нового файла не будет, а я их использую в своей работе. Соответственно нужен механизм, который будет переносить необходимые теги. Для этого можно использовать бесплатную утилиту exiftool.

3. Часть файлов, требующих обработки в Photoshop, следует копировать в отдельный каталог для того, чтобы весь каталог затем конвертировать в 16-битный tiff. Остальное копировать в каталог, в котором будут все файлы сконвертированы напрямую в jpeg.

В качестве решения могут послужить vbs или js скрипты. Потратив несколько дней на написание (заодно и вспоминание синтаксиса языка) я сформировал несколько скриптов, решив тем самым выше описанные проблемы. На данный момент у меня на вооружении имеется два рабочих потока, о которых я и хочу рассказать теперь подробнее.

Lightroom + RPP

Еще раз повторюсь, я не использую плагин экспорта в RPP из Lightroom. Смысл в нем есть только в случае, когда листая фотографии в Lightroom (под Mac, разумеется) вдруг возникла необходимость отконвертировать какую-нибудь фотографию и сразу из RPP передать её в Photoshop, например. В этом смысле RPP выступает в качестве замены ACR.

1. Импортируем RAW-файлы с созданием смарт-превью

2. Отключаем каталог с RAW и проставляем рейтинг (заодно и ключевые слова)

3. Выделяем все файлы, клик правой кнопкой мыши, в меню выбираем Metadata -> Save Metadata to File. При этом Lightroom вежливо подскажет, что он сохранит метаданные для всех RAW-файлов в формат xmp. Для всех за исключением формата DNG. Для DNG метаданные сохраняются прямо в файл DNG.

4. Открываем первый RAW-файл из каталога в RPP (можно через плагин открыть для удобства) и проходимся по всем файлам, добавляя настройки в историю, либо оставляем настройки директории (один раз необходимо создать).

5. Конвертируем все через Batch задание в тот же самый каталог

6. Переносим теги из xmp файлов через скрипт.

7. Синхронизирируем каталоги. Чтобы Lightroom воспринимал jpeg-и в том же каталоге, что и raw-файлы необходимо включить опцию Edit -> Preferences -> Treat JPEG files next to raw files as separate photos

Как пользоваться скриптом:

Работает под Windows. Не пытайтесь запускать его под Mac :). Для работы нужен exiftool (в том же каталоге где и сам скрипт). Если скрипт с exiftool скопировать в каталог, в котором необходимо перенести теги, то будет гораздо меньше действий по выбору каталога. Подкаталоги тоже обрабатываются. Переносятся только рейтинг, ключевые слова и иерархия ключевых слов (остальное при необходимости можно добавить). Пока под RAW понимаются только форматы CR2, NEF и DNG (можно добавить недостающие, но тестирования я не проводил). Под обработанными файлами понимаются любые jpeg (jpg) и tiff (tif). Вывод журнала выполнения производится в Internet Explorer.

FastRawViewer + RPP + Lightroom

В качестве каталогизатора все таки удобно использовать Lightroom (или С1, если угодно). Причем модуль Develop не перестает быть актуальным, поскольку, как минимум, кадрирование остается востребованным. Зачем же FRV, если через смарт-превью в Lightroom можно вполне быстро прошерстить весь материал? Использование смарт-превью безусловно ускоряет процесс, но при импорте все таки время тратится на их создание. То есть проблема полностью не решается. Кроме того, возникают некоторые проблемы с оценкой, особенно когда есть проблемы с балансом белого, сложно определить реальные пересветы и пробои в тенях. Напомню, что гистограмма в Lightroom (а равно как и в большинстве других конвертеров) показывает ерунду, поскольку строится на данных уже сконвертированного изображения, к которому применили уже ББ, гамму, кривую контраста и т.д.. Достаточно поменять ББ и гистограмма может существенно поменяться и зоны пересвета изменятся! В качестве решения этой проблемы (а это действительно проблема, поскольку сложно оценить качество RAW по графику, построенному на измененных данных) мне известно только одно средство - FastRawViewer.

1. Копирую RAW-файлы на жесткий диск (в любой каталог). При помощи FRV проставляю рейтинг всем фотографиям (без рейтинга или -1*- удалить, 1*-3* - не самые удачные фотографии, 4*-5* - фотографии, заслуживающие внимания). Вместо ключевых слов в FRV используются title. Мне показалось это неудобным. Кроме того нельзя выделить несколько файлов и всем выделенным назначить title (на момент написания была доступна версия 1.2.2, а разработчики обещали добавить массовые операции над файлами в версии 1.3). Короче говоря, придется извращаться и ключевые слова добавлять в Lightroom, заодно кадрируя уже сконвертированные файлы.

2. Я копирую в каталог с RAW-файлами заготовленные три скрипта, пронумерованные по порядку выполнения, файл пустого каталога Lightroom (для ускорения работы) и файл exiftool. Запускаю первый скрипт, который просматривает файлы xmp, созданные автоматически программой FRV, и копирует RAW, XMP и RPPS (если создавались) в каталоги tiff, jpeg и rejected. В каталог tiff попадают файлы с рейтингом 4-5, в jpeg с рейтингом 1-3, в rejected не отмеченные никак.

3. Запускаю виртуальную машину, запускаю RPP и открываю первый RAW-файл из tiff, провожу коррекцию и если считаю, что остальные фотографии будут обрабатываться со схожими настройками сохраняю настройки для каталога. Для каталога tiff выставляю формат 16-битного sRGB. Прохожусь по остальным файлам через кнопку Next. Похожим образом обрабатываю jpeg и rejected каталоги, только использую уже вывод в jpeg (sRGB). Запускаю обработку в batch режиме.

4. Переключаюсь в Windows, запускаю второй скрипт, который переносит рейтинги из xmp в сконвертированные файлы. Создает новые каталоги \lr и \raw. В \lr переносит сконвертированные файлы (готовые для импорта в Lightroom), а в \raw переносит исходные raw-файлы и файлы xmp.

5. Запускаю заготовленный каталог Lightroom - lrcat.lrcat. Импортирую в него сконвертированные файлы из каталога \lr (просто добавляя без создания смарт-превью). Пробегаюсь по всем файлам, выставляю ключевые слова, если необходимо редактирую оригинал в Photoshop и кадрирую. После всего этого выгружаю метаданные через меню Metadata -> Save Metadata to File. При этом Lightroom сохранит их непосредственно в файлах jpeg и tiff. Никакие xmp при этом не создаются.

6. Далее запускаю два экспорта в формате jpeg: для веб (уменьшенные размеры) и для печати (полноразмерные).

7. Пока выгружаются файлы в п.6 запускаю последний третий скрипт, который из сконвертированных файлов копирует теги в xmp файлы (сами raw-файлы остаются нетронутыми, в т.ч. DNG формат). В дальнейшем эти теги можно проимпортировать в Lightroom при необходимости.

Пожалуй, это все, что я хотел рассказать о том, как я теперь обрабатываю фотографии. Немного сложно, но как сделать проще, я пока не придумал. Что касается времени, то несмотря на все эти сложные телодвижения, оно не увеличилось. Поэтому когда говорят, что время обработки с использованием RPP увеличивается в разы, я считаю, что здесь проблема скорей в правильном построении рабочего потока и, конечно же, в навыках. Я когда начинал осваивать Lightroom тоже стонал и возмущался, дескать как же это все сложно, трудоемко и неудобно :)

Скрипты пока не планирую выкладывать, поскольку не достаточно еще их протестировал, возможны ошибки. При очень сильном желании пишите на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., вышлю. Возможно выложу 31 декабря :)

Удачи!

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить