Панель управления содержит различные элементы, позволяющие производить настройки конвертации RAW. К большинству элементов привязаны короткие комбинации клавиш. Чтобы не возникало сложностей с запоминанием комбинаций типа Cmd+X, рядом с элементами синим шрифтом нанесены подсказки. Например, чтобы переключиться в поле Exposure достаточно нажать Cmd+1.

Опции отображения:

Zoom to fit (Cmd+Opt+O) - уменьшает изображение до размера окна, либо увеличивает до полноразмерного (масштаб 100%) отображения

Show Clipping (Cmd+Shift+Y) - подсвечивает области клиппинга в светах и тенях

Show Previous (Cmd+\) - показывает предыдущее состояние снимка (до последнего нажатия Apply). Можно сравнивать предыдущие настройки и текущие. Если необходимо вернуться к предыдущим настройкам, нужно нажать Apply при установленной опции Show Previous. При этом текущие настройки станут предыдущими. Т.е. происходит обмен настроек предыдущего и текущего состояния.

Группа верхних кнопок:

Open (Cmd+O) - позволяет открыть RAW-файл или запустить задачу обработки файлов (т.е. выбрать каталог и/или несколько файлов)

Next (Cmd+N) - открывает следующий RAW-файл в текущем каталоге. Команда пропускает не RAW-файлы. При достижении последнего файла ничего не делает. Требует ввода кода разблокировки.

Apply (Cmd+R) - применяет текущие настройки. Команда запускает полный пересчет RAW-данных. Ход выполнения показывается на панели управления внизу бегущей полоской (индикатор выполнения операции).

+ (Cmd+I) - создает новую запись в Истории для текущего файла, содержащую настройки конвертации

D (Cmd+D) - сохраняет текущие настройки в Истории как настройки по умолчанию для текущего каталога

History (Cmd+Shift+L) - открывает диалог Истории

Presets (Cmd+G) - позволяет создавать пресеты (файлы .rpps в каталоге /Users/[username]/Library/Application Support/RPP/Presets/), содержащие настройки, которые можно в дальнейшем применять, выбирая нужный пресет. Принцип использования пресетов аналогичен похожему механизму в Lightroom.

White Balance (Cmd+K) - выпадающий список в котором содержатся режимы и настройки баланса белого. Режим Custom позволяет задать произвольные настройки в соответствующих полях множителей RBG1G2 (размещаются под гистограммой). Auto - пытается автоматически определить баланс белого по снимку. As Shot - задает настройки в соответствии с множителями из RAW. UniWB - сбрасывает множители в 0, т.е. в состояние в котором сенсор камеры запечатлел изображение. Помимо этого, если RAW-файл содержит множители для различных настроек баланса белого, таких как daylight, shade, cloudy и т.п. эти настройки будут выведены в этом же списке и соответственно можно воспользоваться ими.

Simulation modes (Cmd+L) - позволяет имитировать использование различных фотоматериалов при помощи профилей, созданных Ильей Боргом. Профили симуляции применяются после демозаики, чте несколько противоречит идеологии RPP, но поскольку их реализация выполнена на высочайшем уровне, этот "недостаток" можно опустить. Ввиду того, что профили только имитируют фотоматериалы, а также для того, чтобы не иметь неприятностей с использованием фирменных наименований, профили имеют свои обозначения. Ниже представлен список, сопоставляющий пленочные профили RPP и их фирменные наименования:

A25 B&W = Agfa APX 25
P50 B&W = Kodak Vision2 50D
KL25 B&W = проявка контрастной пленки чувствительностью 25 в процессе D-11
TP25 B&W
Duo = Technicolor 2Strip
P160NC = Kodak Portra 160 NC
A100F = Fujichrome Astia 100F
K64 = Kodachrome 64
K64 PW = Kodachrom 64 *
V50 = Fujichrome Velvia 50
V50v2
TC4 = Technicolor System4 die transfer (Technicolor 3Strip)
TC4v2 = новая версия профиля TC4
LF = Kodak Ektar 25
LFv2 = новая версия профиля LF

* про K64 PW Илья Борг написал следующий комментарий в ЖЖ: "Профиль, полученный при освещении лица модели через оранжевый фильтр, а фона - через голубой; то есть один из вариантов установки света у меня в студии."

Гистограмма показывает количество пикселей (откладываются по вертикали) соответствующих яркости (горизонталь). Гистограмма может отображать каналы Red, Green, Blue и L* (Lightness из CIE Lab). Можно включать и выключать отображение любого из каналов соответствующими переключателями под гистограммой.

На гистограмме имеется три шкалы: Светлоты L*, Зон Ансела Адамса, а также Экспозиции.

Шкала светлоты L* расположена вверху окна гистограммы в виде тонкой полосы с чередующимися черными и белыми зонами, каждый шаг в 10 единиц отмечен на границах зон.

Шкала Адамса выполнена в виде чередующихся зон с римскими цифрами (с нулевой по седьмую). Распределение зон не является пропорциональным, 0-зона занимает меньший диапазон светлот, чем, например, III-зона. В зонной теории Адамса принято использовать 10 зон. В данном случае используются 8 зон бумажного отпечатка. Т.е. исходные 11 зон цифровой камеры укладываются в 8 зон. JPEG к слову тоже имеет около 8 зон (или 8 стопов). Поэтому использование восьми зон выглядит вполне уместным.

Шкала экспозиции расположена внизу окна гистограммы. Длинные зеленые отметки обозначают шаг в 1 ступень экспозиции в eV, короткие в 1/3 ступень. Самая длинная и широкая отметка обозначает опорную точку экспонометра и по умолчанию равняется 12,5%. При желании можно изменить эту величину введя в терминале:

defaults write net.tigry.rpp GrayPoint 18

для возврата к 12.5% средней точке необходимо в терминале ввести:

defaults delete net.tigry.rpp GrayPoint

При каждом применении настроек шкала экспозиции двигается вместе с графиком гистограммы.

Гистограмма строится для всего изображения с учетом выбранного цветового пространства (выбирается через Cmd+F). Можно выделить мышью некоторый участок и гистограмма будет перестроена только для данного участка. Можно передвигать выделенный участок, контролируя изменения гистограммы.

Контрольные точки позволяют точно определить где именно находится участок изображения на гистограмме. Контрольные точки задаются мышью с зажатой клавишей Control (для области 3x3), либо с Control+Option (для области 7x7). Либо можно выделить целую область на изображении с зажатой клавишей Control. В результате на гистограмме будут отрисованы тонкие вертикальные линии для каждого канала, показывающие положение контрольной точки (усредненное значение), а также в начале каждой зоны шкалы Адамса желтым шрифтом будут выведены значения смещения экспозиции относительно контрольной точки.

Это, пожалуй, самый легкий способ найти корректную экспозицию. Допустим имеется портрет типичного европеоида, кожа которого размещается в 5-6 зоне (в зависимости от освещенности). С зажатой Ctrl кликаем в нормально освещенную область кожи, т.е. не в тень и не в блик и нажимаем в желтую цифру в 6 зоне. Это значение автоматически помещается в поле Compessed Exposure. Таким образом контрольная точка будет сдвинута в начало шестой зоны. Если зажать клавишу Shift контрольная точка помещается в центр выбранной зоны Адамса.

Смещения экспозиции относительно контрольной точки вычисляются по каналу L*.

Под гистограммой для контрольной точки показываются координаты X-Y (для выделенной области значения указывают на центр области), а также усредненные значения RGB и Lab (в координатах Lab), относительная экспозиция в Ev (в стопах) и фотографическая плотность (D).

Кнопка Chd (Cmd+Shift+D) показывает диалог Gamut diagram, в котором можно оценить цветовой охват изображения и умещается ли он в выходное пространство, например sRGB или в пространстве принтера.

Выбирая выходное пространство sRGB можно часто столкнуться с тем, что цвета выходящие за пределы целевого цветового пространства принимают одинаковое значение, поскольку при сжатии цветов уделяется большее внимания сохранению яркостных вариаций.

На диаграмме отображена плоскость ab в пространстве Lab. Яркостная координата при этом задается ползунком внизу, т.е. ось L как бы пронизывает экран под 90 градусов. Точки на диаграмме показывают цвета для заданной яркости. При этом количество точек в конкретной координате, т.е. с одинаковым цветом, может быть 1, а может быть тысяча, на диаграмме это не определить.

Красной рамкой отображается граница выходного цветового пространства. В общем случае нужно добиваться, чтобы цвета изображения уместились в этот охват, т.е не выходили за красную рамку. Для этого можно изменять яркость и/или насыщенность.

Можно в качестве выходного пространства установить любой профиль через кнопку Set, например, профиль принтера. При этом граница профиля станет желто-зеленой. Чтобы сбросить профиль и переключиться снова на цветовое пространство выходного файла, нужно нажать на Set одновременно с зажатой клавишей Option.

Вот небольшой пример как использовать Gamut diagram. Требуется для изображения с широким охватом вместить цвета в пространство sRGB (для размещения в Интернет).

1. Корректируем изображение обычным образом, желательно в формате Lab TIFF 16-bit. Как минимум нужно экспозицию привести в порядок.

2. Переключаемся в JPEG 95% (sRGB). Запускаем через Cmd+Shift+D диаграмму гамута.

3. Устанавливаем опцию Full gamut (неважно на какой яркости будет ползунок L). Уменьшаем насыщенность и/или увеличивая яркость до тех пор, пока гамут не уместится в пределы красной границы

4. Снимаем Full gamut. И медленно прокручивая ползунок L от 0 до 100, анализируем выход гамута за границы. При необходимости корректируем насыщенность.

При этом изображение станет блеклым. Особенно когда происходит резкое снижение насыщенности, наш мозг испытывает цветовое голодание. Это нормально. Но если изображение все таки требует поднять насыщенность, стоит внимательно оценить где произойдет потеря цвета из-за выхода за охват. Если это глубокие тени и блики, можно смело жертвовать ими.

Управление балансом белого (RBG1G2) происходит через множители в соответствующих каналах. Переключение в канал Red через Cmd+[, в Blue через Cmd+], в Green (G1) через Cmd+0. Изменить множитель в канале G2 можно только через опцию над этим полем. Менять значение G2 можно только если Вы в действительности понимаете, к чему это приведет. Авторы автоматизировали изменение множителя в G2 и без крайней надобности его менять вручную не следует.

Более того, канал G1 также не следует изменять без острой необходимости. Чтобы привести баланс белого в норму в большинстве случаев достаточно двух каналов: Red и Blue. RPP не имеет привычных ползунков Temperature и Tint, но давайте рассмотрим как они работают в традиционных конвертерах. Ползунки изменяют множители двух каналов: R и B. На картинке показаны соответствия изменений Tempetature/Tint и множителей каналов R/B.

Чтобы достичь понимания, что из себя представляют эти множители, достаточно взглянуть на изображение без примененного баланса белого, т.е. в режиме UniWB. При этом каналы R/B примут значение 0. Изображение станет зеленым. Взгляните на гистограмму.

Самый проэкспонированный канал, как правило, зеленый, затем в зависимости от температуры источника света (в данном случае почти в полдень около 5700K) либо синий, либо красный. Чтобы выровнять баланс белого необходимо применить экспокоррекцию для каналов Red и Blue. То есть множители - это стопы экспокоррекции каналов. В данном случае необходимо было красный канал усилить на 1,0286 стоп, а синий на 0,5821 стопа. В данном случае, поскольку красный канал имеет сильное недоэкспонирование, следует ожидать именно в нем наибольшие шумы и слабую детализацию.

Коррекцию баланса белого нужно воспринимать именно как экспокоррекцию, только применительно к конкретным каналам. То есть общая экспокорреция применяется ко всем каналам одновременно, а баланс белого вносит экспокоррекцию поканально и эти экспокоррекции компенсируют друг друга и все это применяется до демозаики (дебайеризации).

Баланс белого можно корректировать разными способами. Первый, самый простой, найти на изображении область, максимально близкую к нейтрали, т.е. не имеющую цветового оттенка, в т.ч. цветовых рефлексов и нажать мышкой (левой кнопкой) с зажатой клавишей Cmd и применить настройки. При этом будет пересчитан баланс белого для области 3х3 пикселя. Для области 7х7 пикселей необходимо кликнуть мышкой с зажатыми Cmd+Option.

Другой вариант - воспользоваться коррекцией по числам. Можно выделить область (с зажатой клавишей Ctrl) и менять множители каналов ориентируясь на значения RGB или Lab выше. Например, для нейтральных областей, все три канала RGB должны быть приблизительно равны друг другу, или каналы a и b должны стремиться к нулю.

Управление кривой

RPP позволяет выбрать тип тональной кривой (Curve type - Cmd+T).

Film-like - кривая, позволяющая эмулировать пленочную кривую с характерным контрастом, но без потери деталей в тенях и светах. При этом можно регулировать параметр Brightness. Вот, что пишет об этой кривой Илья Борг:

"В основе лежит характеристическая кривая, снятая с одной из успешных пленок Kodak E-6. Пленка отличалась удивительной непригодностью к сканированию, почему и была снята с производства. При прямой проекции же она была очень востребована. С кривой много возились, чтобы сделать ее удобной для конвертера, но шли именно от пленки, а не от абстрактных кривых L*."

L* представляет собой кривую, соответствующую каналу яркости из пространства Lab. Она менее контрастная чем Film-like. Параметр Brightness и Gamma недоступны. Данную кривую имеет смысл использовать с некоторыми пленочными профилями, в которые уже заложены контрастные кривые.

Gamma - кривая, позволяющая задать коэффициент гаммы. Параметр Brightness недоступен.

Colorimetric gamma - кривая, использующая колориметрическую гамму. Т.е. это не пленочная кривая. Позволяет работать с профилями, сделанных в сторонних программных продуктах. Колориметрическая гамма гораздо грубее работает с тенями изображения. Она используется для рекламной съемки, где тени можно поднять студийным светом, но очень важен точное цветовоспроизведение по предмету съемки. Параметр Brightness недоступен.

Brightness (Cmd+5) - параметр яркости, доступный только для кривой Film-like. Воздействует главным образом на полутона.

gamma (Cmd+Shift+5) - параметр гаммы. Что такое вообще гамма? Данные с сенсора являются линейными. Если взглянуть на изображение в RAW без применения гамма-коррекции на мониторе, то изображение будет достаточно темным и контрастным в светах.

Это происходит потому, что монитор отображает любое изображение тоже линейно, а для этого он (драйвер монитора) применяет гамма-коррекцию, делая изображение темнее и контрастнее в светах. Таким образом, к изображению с камеры необходимо применить обратную гамма-коррекцию, сделав изображение светлее и контрастнее в тенях. Причем, гамма-коррекция должна приводить к нормальному восприятию изображения человеком. Если выразить необходимую коррекцию через инструмент Curves в Photoshop, то мы получим следующую форму кривой.

Это и есть гамма-коррекция и в данном случае гамма имеет коэффициент 2.2, наиболее близкий к человеческому восприятию. То есть под гаммой понимается некая кривая, которая имеет сильную коррекцию в четверть тонах, создавая контраст в тенях и меньшую коррекцию в полутонах и светах. Чем больше коэффициент, тем сильнее коррекция.

Между пленочной кривой Film-like и кривой gamma 2.2 разница заключается в контрасте в тенях и светах.

Гамму с пониженным коэффициентом можно использовать для ослабления контраста в тенях и усиления контраста в светах, т.е. для целей вытаскивания деталей в тенях.

Управление экспозицией

После того как к линейному изображению применили гамму и экспокоррекцию в каналах (баланс белого) можно заняться общей экспокоррецией. В RPP для этого есть два инструмента Exposure и Compressed Exposure.

Exposure (Cmd+1) - увеличивает или уменьшает экспозицию. При этом точка черного остается на месте, а точка белого смещается влево, в тенях наблюдается увеличение контраста. Ниже представлена форма кривой увеличения экспозиции на 1 стоп. Обратите внимание на потенциальный клиппинг в светах.

При вводе отрицательных значений в Exposure могут возникать цветные оттенки в переэкспонированных областях (часто розовые или пурпурные). "Привычные" конвертеры используют различные способы для устранения таких оттенков, часто вводя экспокоррекцию каналов в пересвеченных участках и смешивая каналы. RPP не делает ничего подобного и это позволяет выполнить обработку данных участков в Photoshop, вытаскивая информацию из других каналов. Если не предполагается последующей доработки в Photoshop, то для устранения этих оттенков вместо Exposure следует использовать Compressed Exposure.

Для автоматического расчета экспокоррекции в случае отсутствия пересвеченных областей можно воспользоваться кнопкой Auto.

Автоэкспозиция работает по принципу ETTR, используя зеленый канал. Т.е. сдвигает экспозицию до момента появления пересветов в зеленом канале. В случае наличия более сильных каналов чем зеленый можно задействовать анализ всех каналов и экспокоррекция будет рассчитана по самому проэкспонированному из них. Для этого необходимо нажать эту кнопку с зажатой клавишей Option. Расчет автоэкспозиции выполняется с учетом выбранного цветового пространства.

Compressed Exposure (Cmd+2) - компрессионная экспозиция позволяет устранить проблему клиппинга путем сжатия светов в некотором диапазоне. Для этого имеется параметр Rg. в котором задается значение диапазона экспозиции в стопах (в Ev), в котором будет происходить сжатие.

На графике показано зеленым значение экспокоррекции. А красным значение Rg., в данном случае удвоенное значение этой экспокоррекции. Пунктиром условно показано как приблизительно изменится форма кривой экспокоррекции. Общая рекомендация для значений Rg. следующая: Rg. не должно быть меньше значения экспокоррекции + 0,5 стопа. Я же рекомендую использовать Rg. в районе удвоенной экспокоррекциии. В ряде случаев можно выставить максимальное значение Rg.=16, при этом сжатие произойдет всей кривой экспокоррекции, что даст менее контрастное изображение без вылета светов, необходимое, например, для работы в Photoshop.

При вводе отрицательных Compressed Exposure, Rg. никак не воздействует на форму кривой, т.е. Rg. уже не работает, но в отличии от обычной отрицательной Exposure не возникают цветные участки (часто розовые или пурпурные) в переэкпонированных областях.

Contrast (Cmd+3) - изменение контраста. Закручивает кривую вокруг некоторой точки. Положение точки зависит от параметров конвертации и точки насыщения (находится условно в 2-х стопах от точки насыщения). Форма кривой увеличения контраста на 10 единиц выглядит примерно следующим образом.

Black Point (Cmd+4) - сдвиг точки черного чем то похож на Compressed Exposure, только компрессия применяется к теням. Таким образом детали в тенях не теряются (при условии разумных значений сдвига). Значение сдвига задается в процентах от динамического диапазона линейного изображения (т.е. до применения всех коррекций, включая гамму).

Управление цветом

Cold/Warm (Cmd+6) - параметр, сдвигающий каналы для достижения эффекта применения конверсионных фильтров. Грубо говоря изменяется температура в холодную или теплую сторону. Этот параметр можно использовать дополнительно с коррекцией баланса белого.

Saturation (Cmd+7) - изменяет насыщенность. При этом происходит изменение крутизны кривых в каналах a и b цветового пространства Lab. Данная операция выполняется после демозаики. Если планируется доработка в Photoshop, то данную коррекцию лучше оставить в нуле.

Постпроцессинг

К постпроцессингу относятся коррекции, которые выполняются после демозаики и с точки идеологии RPP не являются участниками проявочного процесса. То есть эти операции можно выполнить в Photoshop почти с тем же успехом. Помимо Sharpness и Local Contrast сюда же относятся Saturation и Blur chroma.

Sharpness (Cmd+8) - параметр, повышающий резкость. Для переключения опции, разрешающей ввод значений в это поле используется комбинация Cmd+Shift+8. Оценивать резкость нужно при 100% увеличении (снять галочку Zoom to fit). Используется алгоритм unsharp mask в канале яркости цветового пространства Lab.

Local Contrast (Cmd+9) - параметр изменяющий локальный контраст. Для переключения опции, разрешающей ввод значений в это поле используется комбинация Cmd+Shift+9. Воздействие основано на методе HiRaLoAm Дена Маргулиса, т.е. тот же unsharp mask, но большим радиусом и меньшим значением воздействия, и тоже только в канале яркости цветового пространства Lab.

Выбор режима интерполяции

предусмотрено три режима интерполяции

VCDMF - алгоритм, дающий более резкую картинку. Нужно быть внимательным с различными линиями, если наблюдается характерная лесенка, следует переключиться в более мягкий алгоритм AHDMF.

AHDMF - более мягкий алгоритм в сравнении с VCDMF.

Half - режим усреднения 4-х RGBG пикселей в один. В результате изображение становится меньше в два раза (в пикселях). Режим отличается своей скоростью в сравнении с алгоритмами интерполяции VCDMF и AHDMF.

При открытии файла или нажатии кнопки Apply изображение всегда конвертируется через режим Half независимо какой режим задан в поле Interp. Настройки интерполяции влияют только на сохранение файла.

Восстановление светов

Enable - опция включает механизм восстановления светов. Алгоритм работает при условии вылета одного из каналов и сохранения информации хотя в одном из других. При включении алгоритма RPP автоматически рассчитывает отрицательную экспокоррекцию, необходимую для работы алгоритма, и устанавливает её в поле Exposure.

Guess Tone - опция, которая включает тонирование переэкспонированных областей, не являющихся нейтральными цветом из прилегающих участков. Переэкспонированные области должны быть одного оттенка.

Highlights recovery - значения используются для настройки работы алгоритма восстановления светов.

Улучшайзеры

Blur chroma (Cmd+B) - опция включает незначительное размытие каналов a и b в пространстве Lab с целью уменьшение цветового шума.

Remove dot-noise - устраняет горячие пиксели и другие артефакты, соразмерные с величиной шума.

Сохранение файла

File format (Cmd+F) - выбор из выпадающего списка формата и цветового пространства сохраняемого файла. Подробности см в RPP. Открытие и сохранение файлов.

Save (Cmd+S) - Запускает процесс RAW-конвертации и сохранение изображение в выбранный формат и цветовое пространство. Подробности см в RPP. Открытие и сохранение файлов.

Copy tags позволяет сохранять в выходном файле теги из RAW-файла (содержащиеся в exif, xmp и прочих структурах). Перенос выполняется с помощью встроенной в RPP утилиты exiftool и немного увеличивает процесс сохранения файла. Для уменьшения размера файла (актуально для web-иллюстраций), а также ускорения выгрузки (при больших объемах выгрузки, время экономится существенно) можно снять эту опцию.

Open file after save in selected application (Cmd+J) - позволяет задать приложение, в котором необходимо сразу открыть сохраненный файл.

Просмотр exif - текстовый вывод встроенной утилиты exiftool для текущего открытого файла.

Индикатор выполнения конвертации - отображает процесс применения настроек, а также сохранения файла. В Batch-режиме отображает сохранение текущего файла (при этом в заголовке окна RPP в скобках отображается количество необработанных и общее количество файлов текущего Batch-процесса).

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить