Рассмотрим вопросы управления тоновой коррекцией в RPP, а именно выбор тоновой кривой, экспокоррекции, точки черного и контраста.

Воздействие тех или иных параметров можно выразить кривыми (с некоторой долей погрешности) и тем кто хорошо знаком с инструментом Curves в Photoshop, следующая картинка станет хорошим помощником.

Для поиска экспокоррекции можно воспользоваться кнопкой Auto, которая по зеленому каналу автоматически просчитает насколько можно сдвинуть в положительную сторону экспозицию, чтобы не получить пересвет. Но бывают такие ситуации, когда зеленый канал не является самым проэкспонированным. И в таком случае следует прибегнуть к клавише Option. Зажав эту клавишу и нажав на Auto, будет рассчитана экспокоррекция по самому сильному каналу. Так можно гарантированно получить экспокоррекцию без вылета в каналах. Если в каналах уже есть насыщение, то кнопка уже не поможет и следует прибегнуть к компрессированной экспокоррекции. Так или иначе рекомендуется Exposure использовать для повышения экспозиции до уровня насыщения в каналах, а также для отрицательной экспокоррекции в некоторых случаях.

В RPP нет инструментов пост-обработки типа Shadows и Highlights как в Lightroom или Capture One. При необходимости их можно всегда применить в Photoshop. Напомню, что RPP не задумывался как редактор изображений и его задачей является только проявка RAW. Справедливости ради стоит отметить, что работа инструментов Shadows и Highlights в Photoshop (а рвно как и в Lightroom и Capture One) впечатляет. Можно долго дискутировать о том, что эти движки разрушают изображение, ломают тональность, создают нечто не фотографичное и т.п.. Это мое субъективное мнение, можете не соглашаться или соглашаться. Действительно не зря их поместили в панель Basic в Adobe Lightroom, наряду с ключевыми Lights, Blacks и разумеется Exposure и Contrast. Но рассмотрим, как можно в RPP влиять на света и тени.

Воздействие на света

Частой задачей является проявление деталей в светах, например, деталей платья невесты или фактуры снега. И в RPP для этого можно использовать все доступные инструменты:

1. Exposure и Compressed Exposure
2. Выбор кривой (Gamma, Film-Like, L*)
3. Управление параметром Gamma в кривой Gamma
4. Управление параметром Brightness в кривой Film-Like
5. Contrast
6. Black Point

Разумеется можно использовать как один из этих инструментов, так и несколько и даже все сразу.

Компрессионная экспозиция с большим Rg

Допустим, имеется следующая фотография. Нужно поднять экспозицию, но сохранить фактуру снега.

Если пересветов нет, пробуем нажать на кнопку Auto (слева от Exposure). В данном случае ничего не происходит, т.к. света уже прижаты к правому краю гистограммы. Т.е. увеличивая Exposure мы гарантированно будем выбивать света и заодно снег. Соответственно уже никакие Shadows\Highlights в Photoshop уже ничего не достанут из светов. Поэтому воздействуем через Compressed Exposure.

Если использовать малое значение Rg, то большее воздействие придется на света, а нам это не нужно, поэтому выводим в максимум Rg=16. В этом случае в большей степени экспокоррекция будет воздействовать на тени и в меньшей на света. В данном случае придется еще увеличить Black Point, чтобы сделать черное черным. Дальнейшую обработку нужно делать в Photoshop с использованием Shadows\Highlights.

Отрицательная Exposure с положительной Compressed Exposure

Идея заключается в линейном понижении экспозиции через обычный Exposure (при этом точка черного остается на месте) и компенсации через Compressed Exposure на величину чуть большую Exposure (без знака). При этом нужно будет ввести параметр Rg минимум на полстопа больше Compressed Exposure. Этот вариант немного расширяет предыдущий метод за счет понижения обычной экспозиции.

Внимание! Такой способ при наличии пересветов дает на изображении розоватые и другие оттенки в переэкспонированных зонах, поэтому после таких манипуляций требуется доработка в Photoshop.

Выбор кривой

По умолчанию в программе (заложено в Global Defaults) предлагается использовать кривую Film-like. Эта кривая дает достаточно темные тени и в некоторых случаях разумно прибегнуть к кривой L*, которая немного высветлит тени. Либо к выбору Gamma, которая еще и притемнит света.

Управление параметром Gamma в кривой Gamma

Можно использовать параметр gamma, чтобы высветлить изображение, задав вместо 2.2 большее значение, например 3.6.

При этом изображение станет малоконтрастным, что в свою очередь можно скомпенсировать контрастом и точкой черного.

Управление параметром Brightness в кривой Film-Like

Аналогичный эффект можно получить, используя параметр Brightness в кривой Film-like.

Управление через Contrast

Наиболее простым и понятным способом выглядит использование параметра Contrast в сочетании с другими параметрами. Если необходимо затенить света или высветлить тени нужно понизить контраст и использовать либо Compressed Exposure, либо Brightness, либо gamma для компенсации.

Управление через Black Point

Можно воспользоваться положительным значением Black Point и ослабленным контрастом. Об этом уже говорилось чуть выше.

Воздействие на тени

Те же самые инструменты используются и с тенями.

Exposure и Compressed Exposure. Чтобы вытащить детали в тенях, понижаем Exposure, задаем Rg=16 (возможны и другие значения) и компенсируем через Compressed Exposure. Рассмотрим пример. Имеется фотография, снятая в контровом свете. Нужно вытащить детали из теней, не убив света. У нас имеется пересвет, его нужно исправить.

Первым делом жмем Enable Highlights Recovery. Автоматически подсчитается отрицательная экспокоррекция Exposure, необходимая для восстановления информации в пересвете.

Вводим компрессионную экспокоррекцию с максимальным Rg, чтобы воздействовать главным образом на тени.

Пробуем включить угадывание оттенка в пересвете. Я считаю, что вполне подходит.

Вбивает величину 1 в Highlights Recovery и снижаем, пока граница не пропадет. Можно считать, что пересвет восстановлен.

Таким образом тоновая коррекция закончена.

Выбор кривой L*. L-кривая позволяет осветлить тени. В той же самой фотографии заменяем тоновую кривую и корректируем остальные параметры.

Управление параметром Gamma в кривой Gamma. Можно воспользоваться параметром Gamma и получить похожий результат.

Управление параметром Brightness в кривой Film-Like. Вместо Compressed Exposure можно использовать параметр Brightness.

Использование Contrast. Можно вместо Rg=16 в Compressed Exposure с таким же успехом задействовать параметр Contrast. В данном случае получилось CE=2.60,Rg=4,Contrast=-8 условно аналогично CE=5,Rg=16,Contrast=0.

Использование Black Point. Если есть недоэкспонированные зоны, можно использовать Black Point, но как правило, все равно приходится донастраивать изображение любыми выше перечисленными способами.

Дополнительные материалы:

Интерпретация характеристической кривой фотоплёнки параметрами RPP - Павел Косенко

Маленькие RPP-хитрости. Как высветлить тени - Павел Косенко

Маленькие RPP-хитрости. Как притемнить света - Павел Косенко

Удачи!

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить