Как только как минимум один из каналов (RGB) достигает насыщения в некоторой области, данная область считается пересвеченной. В общем случае, пересвеченные области - это дефект изображения. Но в пересвет могут уходить яркие источники света или блики и это дефектом являться не может. Таким образом, под пересветом будем понимать явление, при котором в некоторых областях отсутствует информация о значимых деталях хотя бы в одном канале.

Большинство других RAW-конвертеров к проблеме пересветов подходит достаточно радикально. После того как к изображению применяется баланс белого, то есть к недоэкспонированным каналам применяется экспокоррекция, вся информация по уровню насыщения просто отсекается. Чаще всего это происходит по насыщению в зеленом канале. Т.е. теряется информация в красном и синем каналах. RPP позволяет сохранить детали в тех каналах, где они есть.

Если наличии переэкспонированного одного или двух каналов, или другими словами, если хотя бы в одном канале имеется информация, ввести отрицательную экспокоррекцию обычным параметром Exposure, то можно получить в пересвеченных областях различные оттенки: розовый (выбит только зеленый канал, а красный и синий содержат детали), голубой (выбит красный канал, но информация есть в других каналах), синий (выбиты зеленый и красный каналы) и т.д. Чаще всего страдает зеленый канал, поэтому розовый оттенок пересвета - привычное дело.

Рассмотрим пример. Есть фотография с явными пересветами.

Посмотрим на пересветы в RawDigger.

Баланс белого в RGGB, рассчитанный камерой выглядит так: 1805 1024 1024 1805. В множителях это выражается как 0,8178 0,00 0,0024 0,8178. То есть экспозицию в красном и синем каналах нужно увеличить на 0,8 стопа. Если глянуть на гистограмму в RawDigger, то можно увидеть, что при этом теряется информация в красном и синем каналах (выделено светло-серым).

Взглянем на небольшую область изображения с пересветом.

Посмотрим ближе эту область (после интерполяции).

А теперь взглянем на композитное RAW-изображение. И здесь мы видим информацию в синем и красном каналах, которую можно использовать для частичного восстановления изображения.

В данном случае информации довольно мало, но все же ей можно воспользоваться. Вернемся в RPP и отметим опцию Enable в Highlights Recovery. RPP автоматически рассчитает экспокоррекцию, необходимую, чтобы вся информация "влезла" в изображение. В нашем случае это -0.82. Снимем опцию. Получим розовые оттенки в пересвеченных областях.

Розовый появляется потому, что в этих местах зеленого гораздо меньше чем красного и синего. Если ввести ту же величину (-0.82) в поле Compressed Exposure, то получим практически ту же картину, но с обрезанными красным и синим каналом. То есть пересвеченные области будут нейтральными (но не белыми).

Этим свойством можно воспользоваться, чтобы восстановить потери в Photoshop: на нижнем слое изображение с Compressed Exposure, а на верхнем с Exposure в режиме Luminosity. Сравните (слева - без верхнего слоя) небольшой фрагмент изображения.

Остается вернуть яркость в изображение. Кроме того, можно воспользоваться все теми же волшебными Shadows\Highlights в Photoshop, чтобы вытянуть детали.

Павел Косенко в своей статье Маленькие RPP-хитрости. Как притемнить света предложил использовать понижение Exposure с одновременным повышением (с запасом) Compressed Exposure. Такой прием неизбежно внесет все тот же розовый оттенок и его не следует применять там где есть пересветы!

В RPP имеется встроенный механизм восстановления пересветов, который довольно подробно описан в официальном руководстве, а также в статье Андрея Твердохлеба Что делать с розовыми слонами?.

Рассмотрим на примере работу Highlights Recovery. Берем нашу фотографию в исходном виде.

1. Важно перед задействованием Highlights Recovery правильно и окончательно настроить баланс белого для изображения.

2. Допустим, у меня есть желание понизить экспозицию на некоторую величину. Вводим Exposure = -0,2. Запоминаем это значение.

3. Жмем галочку Enable в Highlights Recovery. RPP сравнит значение максимального множителя ББ и значения Exposure (в абсолютном выражении) и подставит в Exposure максимальное из них (с отрицательным знаком). Т.е. RPP автоматически рассчитает отрицательную экспокоррекцию, необходимую, чтобы вместить потери. В нашем случае -0,82. Пересвеченные области при этом станут серыми.

4. Если пересвеченные области имеют одинаковый цветовой оттенок, можно указать опцию Guess Tone. Эта функция угадывает оттенок по близлежащим областям, в которых не наблюдаются пересветы.

В нашем случае присутствуют разные оттенки: небо, камень и т.п. Цвет неба приобрел оттенок камня поэтому опцию Guess Tone выключаем. Пересвеченные области снова стали темно серыми.

5. Указываем в поле Highlights Recovery значение 1 и начинаем двигать эту величину в разные стороны с применением Apply до тех пор пока грубые границы областей с пересветами не сравняются с нормальными областями. Допустим значение 0,90 нас устроило.

6. Необходимо вернуть экспозицию в прежнее место. Для из экспокоррекции в 2 вычитаем экспокоррекцию из п.3. Получаем 0,62.

После такой процедуры, рекомендуется выгрузить изображение в Photoshop и обработать края пересвеченных областей. На них могут образовываться различные артефакты. Здесь необходимо прибегать к деликатному размытию и ретуши. Ниже представлен увеличенный в два раза небольшой кусок изображения.

Остается добавить, что в зависимости от разбаланса каналов можно вытягивать из пересветов до одного стопа информации. Но, безусловно, при съемке следует избегать пересветы в принципе. Неплохо в этом помогает техника UniWB.

Дополнительные материалы:

Что делать с розовыми слонами? - Андрей Твердохлеб

Удачи!

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить