Для чего необходимо профилирование?

С учетом того, что у сенсоров характеристическая кривая не идеально линейна, получаемые цвета на фотографии имеют некоторые отклонения. Причем разные камеры, одной и той же модели, одного и того же производителя, могут выдавать разные значения цветов. На разных ISO происходит разная цветопередача. Кроме того, погрешность вносит нелинейность объективов. Вдобавок свой вклад вносят светофильтры, особенно поляризационные и конверсионные. Исправить ситуацию можно с помощью матричных профилей icc, которые преобразуют цвета в соответствии со своей внутренней таблицей.

Чем не устраивают профили камер, зашитые в RPP.

Для большинства камер в RPP уже созданы профили, но эти профили созданы с использованием конкретной камеры на базовом ISO. Применять такой профиль ко всем фотографиям, снятым зачастую в условиях, далеких от лабораторных, конечно, можно, но о точной цветопередаче в этом случае говорить не приходится.

Для каких случаев необходимо создавать профили?

Создавать профиль на каждой съемке - это перегиб. Нет необходимости в этом. Имеет смысл для каждой камеры создать профили для разных ISO (вполне хватает трех профилей: для базового - 200, для 800 и для 3200). А также необходимо создавать профили при использовании поляризационных фильтров. Для студийной съемки имеет смысл сделать профиль под используемое освещение. И, конечно же, для специфичных источников света, в том числе для ламп накаливания и всевозможных энергосберегающих ламп, тоже лучше создавать профиль.

Общее представление о процессе профилирования.

Для профилирования нужна "мишень". В настоящее время большую популярность имеет мишень компании X-Rite - ColorChecker Passport, выпускающаяся в удобном пластиковом корпусе и содержащая 24 основных цвета. При изготовлении мишени используются специальные краски, которые не восприимчивы к спектру окружающего освещения. Но у этих красок имеется срок годности. Можно утверждать, что по прошествию двух лет, а то и раньше, в зависимости от интенсивности эксплуатации мишени и условий её хранения, краски будут терять свои свойства. Это не означает, что нужно выбросить "просроченную" мишень и купить новую. Нужно взять спектрофотометр и создать актальный референсный файл cie, который будет содержать актуальные значения цветов мишени. Будет очень даже неплохо сразу промерить свою мишень и использовать свой cie-файл, вместо штатного.

 

Далее необходимо правильно снять эту мишень. Создать профиль icc на основе снятой мишени. И применить профиль к соответствующим фотографиям.

Как правильно снять мишень?

Основное условие - равномерность освещения мишени. Следует снимать мишень, направляя её на источник света так, чтобы на мишень на падали тени. Например, снимать мишень в тени дерева чревато неравномерностью освещения и, скорей всего, такой профиль будет непригодным. Избегайте ярких и бликующих объектов на фоне мишени, желательно использовать нейтральный фон. Располагать мишень перпендикулярно оптической оси объектива на самом деле не так важно, RPP позволяет работать с любыми положениями мишени, лишь бы она была вся видна в кадре. Мишень желательно располагать по центру кадра для исключения влияния различных аберраций. По этой же причине не следует снимать мишень так, чтобы она занимала всю площадь кадра, достаточно будет даже 10% кадра.

Если в камере имеются какие-либо улучшайзеры, вносящие коррекцию в RAW-данные, в том числе исправление аберраций, лучше их отключить. При съемке с использованием экрана в режиме LiveView, следует закрывать видоискатель специальной заглушкой, чтобы избежать попадания постороннего света (зеркало, прижимаемое к фокусировочному экрану, является полупрозрачным и через него проходит свет внутрь камеры).

Важно правильно экспонировать снимок с мишенью. Снять мишень нужно таким образом, чтобы не требовалось вносить экспокоррекцию перед созданием профиля. Для этого можно точечным экспозамером по серой карте найти подходящую экспозицию. Рекомендуется снять три и более кадра с брекетингом по экспозиции, чтобы позднее выбрать наиболее подходящий кадр для создания профиля. Снимать мишень лучше на диафрагмах 5.6-8.

Неплохо помогает метод съемки в uniWB. Баланс белого при съемке в RAW совершенно не имеет значения. Поэтому анализируя гистограмму при съемке в uniWB можно сразу определить, что кадр будет пригодным для создания профиля.

Создание профиля в RPP

Перед тем как запускать окно создания профиля следует проверить снимок мишени на пригодность.

1. Сбрасываем все настройки через Settings->Reset to Defaults (Cmd+Option+R). При этом выходной формат станет Lab TIFF 16-bit и профиль симуляции переключится на Color.

2. Вычисляем баланс белого по патчу D02 (нижний ряд, второй слева). Для этого зажимаем Cmd+Option и кликаем левой кнопкой мыши в центр патча D02. Можно вместо клика выделить область внутри патча так, чтобы в неё не попала тень или черная рамка. Применяем баланс белого через Apply (Cmd+R).

3. Вводим экспокоррекцию в поле Exposure (Cmd+1) так, чтобы в патче D01 значение RGB были в пределах 242-243. В официальном руководстве Ильей Боргом предлагается 248-252, с чем я не согласен совершенно.

Я снял мишень объективом Canon EF 50/1.4 USM на диафрагме 8 при ISO 100. Экспокоррекция в RPP составила 0,15. Чем меньше экспокоррекция, тем лучше. Если Экспокоррекция превышает полстопа и тем более стоп имеет смысл взять другой снимок, если снимали с брекетингом, либо переснять мишень заново, иначе профиль будет некачественным.

4. Запускаем окно создания профиля через Window->Camea Profiling. При этом RPP автоматически переключится в режим "без профиля" RAW RGB TIFF 16-bit. Следует удобно расположить главное окно RPP и окно Camera Profiling так, чтобы они оба были видны на экране.

5. Необходимо установить (если не установлены) опции Enforce white и Enforce black.

6. Переключаемся в главное окно и начинаем выделять патчи на мишени в строгом соответствии с подсказкой Patch to select в Camera Profiling. Просто мышкой выделяем область внутри патча, не задевая краев. Как только завершается очередное выделение патча, RPP рассчитывает его значение и предлагает в окне Camera Profiling выделить следующий патч. Если вдруг патч был выделен неудачно, то всегда можно вернуться на выделение предыдущего патча через кнопку Resample last patch. Необязательно выделять все патчи, достаточно передвигать рамку выделения в следующий патч.

7. После того, как будут вычислены все патчи, будет выдан текст: All patches are sampled. Рекомендуется указать в верхнем текстовом окне описание профиля (марку камеры, объектива, ISO и другие параметры), а во втором окне информацию об авторских правах. После этого можно сгенерировать профиль. При этом будет предложено задать имя файла профиля. Рекомендуется коротко именовать файл с содержанием марки камеры, объектива и ISO. Следует обратить внимание на проверку профиля в текстовом окне:

Profile check complete, peak err = 6.321019, avg err = 2.774152

Если средняя ошибка (avg err) превышает 3 или пиковая ошибка превышает 8, следует проверить и изменить экспокоррекцию, а также баланс белого.

8. Созданный icc-профиль сохраняется в каталог /Users/[username]/Library/Application Support/RPP/Profiles/. Список профилей доступен через меню Profiles. При выборе профиля, его имя отображается в скобках в заголовке RPP. Профиль Default означает встроенный в RPP для данной камеры.

Профиль можно сделать также по другим мишеням, например, SG. Но для этого необходимо проинсталлировать соответствующий cie-файл.

В завершение, приведу сравнение изображения со встроенным профилем (верхнее) и созданным с мишени (нижнее).

Разница едва уловима. Я специально наложил эти изображения в Photoshop в режиме Difference и сильно увеличил контраст через уровни.

Это сравнение нисколько не отменяет необходимость профилирования и лишь говорит о том, что встроенный профиль практически идеален для съемки при дневном свете с поляризационным фильтром для данной камеры (Canon EOS 5D Mark III).

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить