Точность воспроизведения цвета
- Подробности
- Автор: Константин Паньков
- Категория: Фотография. Продвинутый курс
- Просмотров: 1386
Сразу оговорюсь, здесь не ставится вопрос: какой конвертер круче или отстой. В этой статье я расскажу о том, как оценить точность воспроизведения цвета связкой камера-объектив-конвертер и заодно выясним насколько точен камерный JPEG, фирменный RAW-конвертер, рассмотрим несколько сторонних конвертеров и ответим на классический вопрос: "Что делать?".
Существуют три критерия точности фотографического воспроизведения цвета: физический, физиологический и психологический. Здесь мы рассмотрим только физическую или техническую составляющую.
Цветовую разницу в соответствии со стандартами CIE (Commission Internationale de l'Eclairage - Международная комиссия по освещению) выражают через метрику ΔE* (или dE*, dE). Буква E обозначает Empfindung (перевод с нем. Ощущение), а вовсе не Error. Для её определения достаточно сфотографировать цветовую мишень и оценить точность при помощи специальных программ. Важно отметить, что снимать мишень нужно в условиях, близких к идеальным, а именно:
1. Освещение источником света, близким к дневному с равномерным спектром излучения. Вполне подойдет дневное солнечное освещение.
2. Освещение должно быть равномерным. Разумеется, необходимо исключить падение теней на мишень (в тени кроны деревьев и т.п.)
3. Необходимо исключить рефлексы от находящихся вблизи цветовых поверхностей.
4. ISO камеры и выдержка должны быть минимальны, диафрагма в пределах 5.6-8
Для целей этой статьи возьмем мишень с сайта www.imaging-resource.com, снятую камерой Canon 5D MarkIII на ISO100 с выключенными в меню улучшалками.
RPP. Профилирование камеры по ColorChecker Passport 24
- Подробности
- Автор: Константин Паньков
- Категория: Raw Photo Processor
- Просмотров: 4481
Для чего необходимо профилирование?
С учетом того, что у сенсоров характеристическая кривая не идеально линейна, получаемые цвета на фотографии имеют некоторые отклонения. Причем разные камеры, одной и той же модели, одного и того же производителя, могут выдавать разные значения цветов. На разных ISO происходит разная цветопередача. Кроме того, погрешность вносит нелинейность объективов. Вдобавок свой вклад вносят светофильтры, особенно поляризационные и конверсионные. Исправить ситуацию можно с помощью матричных профилей icc, которые преобразуют цвета в соответствии со своей внутренней таблицей.
Чем не устраивают профили камер, зашитые в RPP.
Для большинства камер в RPP уже созданы профили, но эти профили созданы с использованием конкретной камеры на базовом ISO. Применять такой профиль ко всем фотографиям, снятым зачастую в условиях, далеких от лабораторных, конечно, можно, но о точной цветопередаче в этом случае говорить не приходится.
Для каких случаев необходимо создавать профили?
Создавать профиль на каждой съемке - это перегиб. Нет необходимости в этом. Имеет смысл для каждой камеры создать профили для разных ISO (вполне хватает трех профилей: для базового - 200, для 800 и для 3200). А также необходимо создавать профили при использовании поляризационных фильтров. Для студийной съемки имеет смысл сделать профиль под используемое освещение. И, конечно же, для специфичных источников света, в том числе для ламп накаливания и всевозможных энергосберегающих ламп, тоже лучше создавать профиль.
Общее представление о процессе профилирования.
Для профилирования нужна "мишень". В настоящее время большую популярность имеет мишень компании X-Rite - ColorChecker Passport, выпускающаяся в удобном пластиковом корпусе и содержащая 24 основных цвета. При изготовлении мишени используются специальные краски, которые не восприимчивы к спектру окружающего освещения. Но у этих красок имеется срок годности. Можно утверждать, что по прошествию двух лет, а то и раньше, в зависимости от интенсивности эксплуатации мишени и условий её хранения, краски будут терять свои свойства. Это не означает, что нужно выбросить "просроченную" мишень и купить новую. Нужно взять спектрофотометр и создать актальный референсный файл cie, который будет содержать актуальные значения цветов мишени. Будет очень даже неплохо сразу промерить свою мишень и использовать свой cie-файл, вместо штатного.
Подробнее: RPP. Профилирование камеры по ColorChecker Passport 24
RPP. Тоновая коррекция
- Подробности
- Автор: Константин Паньков
- Категория: Raw Photo Processor
- Просмотров: 6169
Рассмотрим вопросы управления тоновой коррекцией в RPP, а именно выбор тоновой кривой, экспокоррекции, точки черного и контраста.
Воздействие тех или иных параметров можно выразить кривыми (с некоторой долей погрешности) и тем кто хорошо знаком с инструментом Curves в Photoshop, следующая картинка станет хорошим помощником.
Гармония цвета
- Подробности
- Автор: Константин Паньков
- Категория: Фотография. Продвинутый курс
- Просмотров: 13790
Существует следующее предположение/утверждение: "сочетание цветов, создающее приятное впечатление, является гармоничным" (Burchett, K. E. (2002). Color harmony. Color Research and Application). То есть гармоничность можно определить степенью простого ощущения приятно-неприятно. Но ведь разные люди по разному реагируют на вещи и явления. Это происходит в силу многих факторов: индивидуальные различия (возраст, пол, характер, эмоциональное состояние, личные предпочтения), культурный опыт (визуальный, если говорим о цвете, местные культурные традиции), временные тенденции (мода) и рассматриваемый контекст (условия просмотра, смысловая нагрузка). Соответственно, гармонию цвета рассматривать обособленно от других влияющих на восприятие человека факторов нельзя.
Существует множество справочников и таблиц, в которых приведены цвета, гармонично сочетающиеся между собой. Но эти источники де-факто не отвечают на вопрос: почему эти цвета гармоничные, а другие нет. Эти справочники хороши как примеры хороших сочетаний, или как допустимых для использования, например, в полиграфии, но не более того. Это может послужить хорошей отправной точкой в изучении и исследовании цвета.
Иоханнес Иттен в своей книге писал: "Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей". И в целом он неплохо описал эти закономерности при помощи цветовых схем или сочетаний.
Скин-тон
- Подробности
- Автор: Константин Паньков
- Категория: Фотография. Продвинутый курс
- Просмотров: 12229
Для оценки цветопередачи используются два основных ориентира: баланс серого (принцип Ральфа Эванса) и Caucasian skin. Первый принцип используется в большинстве автоматических инструментах определения баланса белого. А Caucasian skin - это кожа европеойда (Caucasian был введен еще в 18 веке немецким антропологом Фридрихом Блуменбахом, который полагал, что европеойды зародились на Кавказе). Смысл в следующем: если отклонения в каких-то цветах мы еще можем как-нибудь пережить, то, например, с зеленоватым или фиолетовым оттенком кожи смириться очень сложно.
Каждый цветокорректор должен хорошо представлять себе так называемые памятные цвета (скин-тон, цвет неба, цвет травы, листвы и т.п.). Не для того, чтобы в совершенстве выполнять цветокоррекцию по числам, а в первую очередь для того, чтобы определять отклонения в цвете. Другими словами, чтобы понять масштаб проблем, нужно иметь инструментарий в виде эталонных значений цвета (к чему нужно стремиться) и исходных (что имеем). Особое место среди памятных цветов занимают скин-тона (оттенки кожи). Поэтому разберемся с этим детально.
Давайте рассмотрим небольшой фрагмент изображения, которое в свое время создал Билл Аткинсон (Bill Atkinson), один из разработчиков Apple Macintosh и редактора MacPaint.